Онлайн-ритейлеры потеряют 400 млн рублей из-за новогодних заказов

Крупные продавцы решили за свой счет компенсировать для клиентов рост НДС до 20%
Стоимость заказов, оформленных в декабре с предоплатой или без, не изменится при получении в январе/ Евгений Разумный / Ведомости

Интернет-заказы, оформленные в предыдущем году, продолжают приходить еще дней 10 после Нового года, а бывает, и дольше, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. И большая часть таких заказов оформлена с оплатой при получении – на предоплаченные заказы приходится менее 5%, делится он сведениями.

С 1 января ставка налога на добавленную стоимость (НДС) вырастет с 18 до 20%, следовательно, заказы, сделанные в декабре 2018 г., могут оказаться дороже на 2 процентных пункта в январе 2019 г. По закону дополнительные расходы, связанные с увеличением ставки НДС на 2 процентных пункта, ложатся на покупателя, к сожалению, льготного или переходного периода не предусмотрено, говорит представитель группы «М.видео-Эльдорадо» Валерия Андреева.

По словам Соколова, все компании – участницы АКИТ возьмут на себя такую доплату: «Очень сложно представить себе интернет-магазин, требующий дополнительные 2% с покупателя при выдаче товара». По его оценкам, в общей сложности дополнительные затраты членов АКИТ по таким заказам составят около 400 млн руб. Члены АКИТ – все крупнейшие онлайн-ритейлеры: Wildberries, «Ситилинк», «М.видео», «Эльдорадо», Lamoda, «Связной» и др.

Если предположить, что все интернет-магазины решили бы взять на себя такие расходы, общая сумма составила бы около 980 млн руб., оценивает Соколов.

Опрошенные «Ведомостями» крупные онлайн-продавцы подтвердили, что не будут пересчитывать цену для заказов, оформленных в 2018 г. и поступивших покупателю в 2019 г.

«Стоимость заказов, оформленных в декабре с предоплатой или без, не изменится при получении в январе», – ручается Андреева. И приводит пример: покупатель заказывает в декабре 2018 г. смартфон за 10 000 руб. При самовывозе или курьерской доставке заказа в январе 2019 г. предоплаченный заказ он просто забирает либо платит именно эту сумму, уверяет она: «В обоих случаях выдаются документы на покупку стоимостью в 10 000 руб., включая НДС в размере 20%».

Покупатели, оформившие заказ до 31 декабря 2018 г., получат товар в следующем году по объявленной при заказе цене, говорит и вице-президент по продажам объединенной компании «Связной-Евросеть» Давид Борзилов. Так же поступит и Ozon.ru, обещает его представитель Мария Заикина.

Крупнейший продавец одежды и обуви Lamoda Group также возьмет на себя временную доплату за выросший НДС, присоединяется к коллегам представительница компании Залина Богазова. В декабре люди обычно совершают наибольшее количество покупок, напоминает она: «Мы хотим дать им возможность сделать это по текущим ценам, на какое бы время ни была назначена доставка».

Крупные интернет-магазины возьмут издержки на себя, подтверждает Надежда Романова, гендиректор сети постаматов и пунктов выдачи PickPoint (работает со многими интернет-магазинами – от лидеров рынка до небольших компаний – и принимает оплату за их заказы). Для малого бизнеса это будет проблемой, продолжает она, с большой долей вероятности небольшие интернет-магазины переложат увеличенный НДС на покупателя.

«Что касается тарифов на услугу доставки, которая оплачивается получателями в постаматах, разница в налоговой ставке будет компенсироваться из средств PickPoint. Мы оцениваем такие издержки как незначительные», – объясняет Романова.

В меньшей степени проблема затронет продовольственные онлайн-магазины. По данным крупнейшего онлайн-продавца продуктов – «Утконоса», основной спрос на заказы закончится 30 декабря и следующие несколько дней покупательская активность будет минимальной. Это упростит задачу, говорит гендиректор «Утконоса» Максим Бахтин: «По нашим данным, с 30 декабря по 3 января количество заказов падает в 10 раз». На переходный период ритейлер также обещает взять на себя издержки и компенсировать повышение ставки налога из собственного дохода. Затраты на компенсацию в переходный период составят не более 0,5% ежемесячных отчислений НДС, оценивает Бахтин.

Доплачивать 2 процентных пункта за онлайн-покупки, оплаченные в 2018 г., а доставленные уже в 2019-м, не придется, утверждают опрошенные «Ведомостями» юристы. Если товар оплачен до 1 января, то НДС уплачивается при покупке, никаких обязательств по доплате не возникает, говорит руководитель практики налогового права «Амулекс» Анатолий Нагиев. Если при оплате или предоплате был оформлен фискальный документ, чек, то сделка пойдет на IV квартал 2018 г. и продавец уплатит НДС в размере 18%, поясняет партнер «НАФКО-консультанты» Павел Иккерт. Если продавец почему-то не оформил чек по факту поступления денег (а оформление чека – это обязанность продавца), а сделал это по факту отгрузки и произошло это после 1 января, то продавец должен уплатить НДС по ставке 20%, говорит юрист. «Но это уже его проблемы, поскольку вы оплатили товар по цене, в которую был включен 18%-ный НДС, и то, что по каким-то причинам продавец не стал подтверждать факт оплаты, – это его проблемы, и права требовать от покупателя доплаты у него все равно не возникает», – объясняет он.

С проблемой прошлогодних предзаказов и увеличенным НДС в новом году столкнутся и некоторые офлайн-бизнесы. Среди них, например, гостиничные операторы. Курорт «Роза хутор» будет сам доплачивать НДС в новом году за туры и услуги для туристов, предоплата по чьим турам поступит в 2018 г., рассказал представитель пресс-службы курорта. Azimut Hotels не будет просить гостя доплачивать, говорит операционный директор компании Максим Бродовский: «Цена на проживание, сформированная и опубликованная на 2019 г., уже учитывает ставку НДС 20%».

Иная ситуация у автодилеров. Паспорт транспортного средства передается клиенту в тот же день, когда проходит сделка, т. е. вносится полная оплата, объясняет президент автодилера «Фаворит моторс» Владимир Попов. Поэтому, по его словам, если клиент проводит сделку до нового года, то никаких доплат за НДС он не получит. Если же клиент только вносит предоплату, заказывает автомобиль определенной комплектации и др., то чек остается не закрытым, продолжает Попов, а тогда в договоре всегда есть пункт, согласно которому дилер может корректировать цену не в пользу покупателя. Но такой пункт в договоре был и раньше – например, чтобы учесть условие, что даже сам автопроизводитель изменит цену, резюмирует Попов.

Представитель «Яндекс.Маркета» не ответил на запрос.

В подготовке статьи участвовали Анастасия Иванова и Антон Филатов