Партии перемен Дмитрия Гудкова для регистрации не хватило программы

Минюст объяснил, что мешает признать политика лидером переименованной «Гражданской инициативы»
В понедельник Замоскворецкий районный суд рассмотрит иск экс-депутата Госдумы Дмитрия Гудкова к Минюсту/ Максим Стулов / Ведомости

В понедельник Замоскворецкий районный суд рассмотрит иск экс-депутата Госдумы Дмитрия Гудкова к Минюсту. Он оспаривает отказ ведомства признать решение съезда партии «Гражданская инициатива» об избрании Гудкова председателем и переименовании ее в Партию перемен. Из отзыва ведомства на иск, с которым удалось ознакомиться «Ведомостям», следует: причиной отказа стало отсутствие в пакете поданных на регистрацию документов программы партии. Кроме того, Минюст обнаружил, что устав партии не соответствует требованиям действующего законодательства: среди прочего там не указан орган, который принимает решение о ликвидации и назначает ликвидационную комиссию, не определены условия и порядок приобретения и утраты членства, порядок выдвижения и отзыва кандидатов на выборах. В общей сложности нарушено 17 положений трех законов, подсчитали в Минюсте.

Гудков говорит, что претензии ведомства к пунктам устава партии касаются положений, которые не менялись со времени его утверждения в 2013 г., и в течение пяти лет к ним никаких претензий не возникало. При переименовании партии в устав специально старались не вносить изменений, чтобы не дать оснований для отказа в перерегистрации. Но теперь Минюст меняет правила игры и по-новому их трактует, недоумевает политик. Так, в уставе партии сказано, что решение о ликвидации партии принимает съезд, он же назначает ликвидационную комиссию – а теперь выясняется, что нужно уточнить процедуру назначения. Или, например, в уставе значится, что кандидатов на выборах в регионах выдвигают региональные отделения, а в случае их отсутствия – политсовет партии. А теперь выясняется, что это могут делать только региональные отделения.

Гудков отмечает, что претензии у Минюста возникли только после того, как он был избран председателем партии. Причем если изначально претензии предъявлялись только к пакету документов, поданных на регистрацию, то теперь речь идет уже о том, что партия не может существовать с таким уставом. «Когда партия выдвигала кандидата на выборах президента, все было в порядке, – недоумевает Гудков. – Может, теперь итоги выборов тоже отменить?» Гудков не исключает, что придется проводить новый съезд в феврале, чтобы внести исправления. В этом случае участие в выборах в Мосгордуму ему придется принимать в качестве самовыдвиженца.

Политолог Александр Кынев не считает, что действия Минюста в отношении Партии перемен следует рассматривать как часть согласованной стратегии – в том числе относительно предстоящих выборов в Мосгордуму. Скорее, это просто свидетельство общей энтропии системы, говорит он. Гудков ничего не теряет, пойдя на эти выборы в качестве самовыдвиженца, – облегчающих регистрацию преференций у бывшей «Гражданской инициативы» нет. А устранение конкурента станет лишним подарком политику Алексею Навальному, чья монополия на оппозиционном фронте только усилится.

Гудкова выталкивают из системной оппозиции во внесистемную, в таком качестве ему будет сложнее участвовать в выборах, констатирует политолог Аббас Галлямов. Все-таки кампания под эгидой партии подразумевает, что это не партизанщина, а некая институциональная борьба. В Москве можно разыграть неплохую протестную кампанию, но жители столицы еще не настолько радикализованы и скорее проголосуют за системную оппозицию, полагает он.