Строить не будущее, а настоящее

Все хотят знать, как будет выглядеть город будущего. Но вспомните футуристические картинки 100-летней давности – ничего нет похожего на то, как мы сейчас живем. Единственное, что мы можем сделать в настоящем для будущего, – оценить существующие тенденции и попытаться понять, как они будут развиваться. Сейчас все более явным становится переход на всякие арендные формы: такси, каршеринг, велосипед напрокат привлекают все больше людей. Очевидно, что и аренда недвижимости будет популярнее покупки. Уйдет в прошлое и гонка за большой жилплощадью. Например, в Гонконге нормальным считается 10 кв. м на человека, и город успешный, недвижимость там дорогая. И никто не гонится за показателем в 28 или 35 кв. м на жителя, как в некоторых российских регионах. Обеспеченность москвичей метрами хоть и повышается, но медленно: строят у нас много, но и население разрастается или как-то перераспределяется.

Каким будет в Москве новый формат жилья? Я думаю, ответ на этот вопрос могут дать конкурсы по реновации. В них сейчас участвуют серьезные архитектурные бюро, и их много – даже на парк «Зарядье» мы получили меньше заявок. Главное, что прослеживается в работах конкурсантов, – переход к другому уровню осмысления архитектурной городской среды.

На мой взгляд, качество жизни зависит от среды в намного большей степени, чем от стандарта «жилой ячейки». Это однозначно главная тенденция, которую уже сегодня можно обозначить как наступившее будущее.

Сергей Кузнецов

С 2000 г. – партнер и гендиректор архитектурной мастерской «СЛК-проект». С 2003 г. – партнер и гендиректор «С.П.Проект». В 2006 г. это бюро вошло в состав объединения «Speech Чобан & Кузнецов». С 2006 по 2012 г. – руководящий партнер «Speech Чобан & Кузнецов» в Москве. В 2012 г. назначен на должность главного архитектора Москвы, первого заместителя председателя Москомархитектуры. С 2013 г. – председатель Архитектурного совета Москвы. С 2014 г. – председатель градостроительного совета фонда «Сколково», почетный профессор Московского архитектурного института.

Мы в 2015 г. в Москве провели реформу домостроительных комбинатов, утвердили стандарты жилой застройки (305-ППМ), т. е. описали, что такое современное жилье и в том числе какими должны быть его общественные зоны. Сейчас активно обсуждается концепция «коливинга», «проникновение» общественных пространств чуть ли не в квартиры. Но я считаю, что «дома-коммуны» с общими столовыми и т. д. – как уже пытались сделать после революции 1917 г. – не слишком жизнеспособные вещи, у человека должна быть не только общественная, но и частная территория. Уход в общественное в начале прошлого века вылился в жуткую тоску по частному, в итоге в России очень любят строить заборы. Поэтому в проектах для реновации как обязательное условие присутствует внятное и четкое деление на частное и общественное.