От редакции: Строители тупиков

Пенсионные накопления 250 000 граждан лежат в НПФ мертвым грузом и потихоньку обесцениваются в результате инфляции. Потому что правительство никак не может утвердить типовую форму договора между фондами и управляющими компаниями. Закон, предусматривающий участие НПФ в пенсионной реформе, был принят летом 2002 г., т. е. на утверждение искомой бумаги у чиновников было два с половиной года.

Участники рынка отнеслись к проблеме очень спокойно – ничего другого они, собственно, и не ожидали. Все помнят, как в конце октября 2003 г. будущие пенсионеры получили от ПФР письма с предложением выбрать управляющую компанию и прислать в фонд соответствующие заявления до 15 октября 2003 г. Тогда срыв реформы объяснили тем, что в бюджете ПФР не оказалось денег на почтовые марки, поэтому письма и пришли на три месяца позже положенного срока. Летом 2004 г., когда гражданам предложили выбрать НПФ, правительство не успело утвердить форму уведомления, без которого фонды не могли привлекать клиентов. В результате на заключение договоров с будущими пенсионерами вместо положенных трех месяцев у НПФ оказалось несколько рабочих дней. Теперь по той же бюрократической причине деньги тех, кто, несмотря ни на что, перевел свою пенсию из ПФР в негосударственный фонд, невозможно инвестировать. А в конце года чиновники снова станут отчитываться перед гражданами о том, как прекрасно их накопления преумножаются в руках государства и как низка доходность в частных управляющих компаниях.

Возможно, во всем этом не было намеренного саботажа, а была обычная нерасторопность чиновников, помноженная на последствия административной реформы. С другой стороны, нельзя не заметить и явного конфликта интересов – ни ПФР, ни ВЭБ, который управляет деньгами “молчунов”, не заинтересованы в создании конкуренции на пенсионном рынке. В ст. 35 закона об инвестировании пенсионных накоплений говорится, что правительство должно принимать “меры по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования”. Но правительственные чиновники, которые согласовывают форму типового договора между НПФ и УК, ни к ПФР, ни к ВЭБу конкретного отношения не имеют. А мыслить абстрактно премьер Михаил Фрадков, видимо, не умеет.