Недродержатель

При Путине из губернаторов в министры, тем более с периферии, никто не попадал. Правда, на общем фоне пермяк Трутнев обращал на себя внимание: он сбивал десяток предприятий в национальный авиадвигательный комплекс, сдавал в концессию частной компании кусок местного коммунального хозяйства. Но оценил его Кремль по-настоящему за аншлюс Коми-Пермяцкого округа. Говорят, хлопотал за молодого и прогрессивного Герман Греф. Предыдущие министры природы Яцкевич и Артюхов ни на минуту не дали повода усомниться, что место это очень хлебное. А провинциал Трутнев, как рассчитывали президентские кадровики, ни с кем не повязан. Похоже, он не подвел: за год ни одного сомнительного слуха. Порадовал Трутнев и борцов с “ЮКОСом”. Он предупредил холдинг об отзыве лицензий за неуплату налогов, сбив в нужный момент капитализацию холдинга. Правда, лицензии не отнял, но пользуется ими уже новый собственник “Юганскнефтегаза” – “Роснефть”.

Только 10 лет назад на залоговых аукционах иностранцев отшили так же жестко и бесцеремонно, как это сделал на прошлой неделе министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Законопроект о недрах лишь на пути в Госдуму, а министр уже поразил их в правах: зарубежные компании не допустят к торгам на разработку крупнейших месторождений нефти, золота и меди.

Трутнев уловил державные ветры, набирающие силы в центре. При нем региональные лидеры лишаются “второго ключа” – права согласовывать разработку недр. У ряда госчиновников давно чесались руки врезать иностранным компаниям, которые купили лицензии ради капитализации, но ковырялись на месторождениях лишь для отвода глаз. Но именно Трутнев воплотил недовольство государственников в практическое ограничение. Хотя сделано это с тонким умыслом: можно отдать иностранцам 49% в СП с нашими, получив взамен канал инвестиций.

Не примыкая явно ни к каким лагерям, Трутнев нашел во власти свою нишу. Он не ретроград по взглядам, но готов прислушиваться к тем, кто бредит госкапитализмом.