От редакции: Проблема или шанс

Вопрос миграции в ее связи с ростом экономики давно осознан в развитом мире. Для большинства европейских стран, где численность коренного населения уменьшается, а население стареет, иммиграция является чуть ли не единственным средством избежать в будущем экономической стагнации и упадка. В странах Евросоюза, где процессы депопуляции и старения населения выражены особенно ярко, уже сейчас больше иммигрантов в первом поколении, чем где-либо в мире, – более 56 млн человек (ЕС до последнего расширения). В Германии каждый 10-й житель – иностранец, а самая многочисленная религиозная община в Амстердаме – это мусульмане-сунниты.

Россия одновременно и похожа, и непохожа на Западную Европу. У нас так же убывает население из-за падения рождаемости и так же наблюдается его старение (хотя средняя продолжительность жизни существенно ниже европейской). Тем не менее к 2015 г., по прогнозам Пенсионного фонда России, количество пенсионеров почти сравняется с количеством трудоспособных граждан, а население к 2025 г. сократится до 120 млн человек.

Учитывая, что Россия – крупнейшее по площади государство в мире, нужно наконец решить, является ли для нас огромная территория проблемой или возможностью, которой можно и нужно воспользоваться. Уже сегодня депопуляция и деградация Восточной Сибири и Дальнего Востока – одна из главных внутренних угроз целостности страны. Для реализации потенциала этого макрорегиона прежде всего нужна долгосрочная иммиграционная политика, способная обеспечить нужные трудовые ресурсы (см. также статью Дмитрия Тренина “Большая восточная стратегия”, № 25 от 14.02.2005, стр. А4).

Даже в Соединенных Штатах, которые нельзя заподозрить в отсутствии иммиграционной политики, есть проблемы. Как отмечает политолог Фарид Закария, ужесточение визовой политики США в последние годы привело к тому, что в 2004 г. впервые за 30 лет уменьшилось количество иностранных студентов в США. Причем заявок в аспирантуру из Индии и Китая стало меньше на 28% и 45% соответственно. Учитывая, что 38% докторов наук в научно-технических дисциплинах в США сегодня иностранцы, а количество ученых-американцев снижается, это ставит под удар научно-технологическое лидерство Америки в будущем, ведь его обеспечивают именно иммигранты.

России нужны не только специалисты, но и дешевая рабочая сила. По данным Росстата, убыль населения в последние два года сильно ускорилась. С 1 января 2003 г. по 1 декабря 2004 г. численность россиян уменьшилась на 1,7 млн человек, при том что между двумя переписями населения, с 1989 по 2002 г., население России сократилось на 1,8 млн человек. Причиной этого стало резкое снижение притока иммигрантов. Если в 1989–2002 гг. чистый приток мигрантов составил более 5,4 млн человек (в том числе 0,8 млн в “пиковом” 1994 г.), то сальдо миграции за 11 месяцев 2004 г. находится на уровне погрешности измерений – приток фактически нулевой.

При этом существуют доступные и близкие источники такой рабочей силы в странах СНГ и в Китае. Очень важно в этой связи, что россияне и жители СНГ происходят из общей социокультурной среды. Это снижает риски того, что массовая трудовая миграция подорвет культурное единство общества, как это происходит, например, в некоторых странах Западной Европы (вспомним хотя бы конфликт вокруг запрета хиджабов во французских школах). Наконец, опрос Международной организации по миграции, проведенный среди нелегальных иммигрантов в 2002 г., показывает, что лишь 25–28% опрошенных хотят остаться в стране или получить гражданство (в Москве – 40%, в приграничных регионах – 15%). Так что опасность вытеснения коренного населения России приезжими не столь уж велика.

Проблема в том, что динамично развивающиеся Украина и Казахстан все сильнее конкурируют с Россией за трудовые ресурсы СНГ. И чтобы не проиграть в этой борьбе, нам нужна комплексная иммиграционная политика, увязывающая потребности экономики страны в трудовых ресурсах и вопросы геополитики. Но пока вопросы миграции находятся в ведении МВД – Федеральная миграционная служба подчинена именно ему, – о такой политике можно лишь мечтать. Силовикам в области миграции за последние годы удалось максимально бюрократизировать условия пребывания иностранцев в стране. Контрольно-репрессивный подход к вопросам миграции может слишком дорого обойтись России уже в ближайшем будущем.