От редакции: Огнем и бульдозером

Именно это государство и попыталось сделать на днях. Судебные приставы в присутствии замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олега Митволя и операторов федеральных телеканалов предприняли первую настоящую попытку снести коттеджи, построенные в водоохранной зоне. Показательной акции помешали жильцы, вставшие с детьми на пути бульдозеров. Помочь приставам не смогли и милиционеры, которые явно были на стороне домовладельцев, а не приставов с их исполнительными листами. Решение суда никто пока не оспорил. Кроме того, подобные решения есть и в других регионах, но и там приставы не решаются сносить дома, потому что приставы тоже люди. Но Олега Митволя можно понять. Чиновникам очень нужна показательная акция, которую другие приставы увидели бы по телевизору и поняли бы, что решения суда нужно исполнять.

И жильцов поселка Екатерининские Валы рядом с деревней Пятница в Солнечногорском районе Подмосковья тоже можно понять. Купленные ими дома были построены еще в 1980-х гг. Тогда на месте поселка была турбаза, принадлежавшая ПТО “Городское хозяйство”, то есть администрации города. Потом ее продали коммерческой фирме, которая, в свою очередь, перепродала дома частным лицам, а некоторые из них продали их другим частным лицам.

На каждом этапе чиновники выдавали продавцам справки БТИ, а потом – свидетельства о государственной регистрации права собственности, которые подтверждали законность сделок. А теперь недвижимость, купленную за деньги и во многих случаях серьезно реконструированную, приходится сносить за счет жильцов без какой-либо компенсации со стороны государства. Потому что суд признал, что еще в 1980-х гг. “Городское хозяйство” “самовольно” заняло указанный земельный участок под базу отдыха, впоследствии незаконно продало ее коммерческой структуре, а чиновники регистрировали временные строения как жилые дома “в нарушение всех действовавших правил и инструкций”. При этом ни одного уголовного дела против чиновников, все эти годы нарушавших закон, до сих пор не возбуждено, ПТО “Городское хозяйство” уже не существует, а его руководитель, совершившая в 1991 г. спорную сделку, давно умерла.

И суд не обращает никакого внимания на десятилетний срок исковой давности, зато ссылается в своем решении на постановление Совета народных комиссаров от 23 мая 1941 г., по которому занимаемый поселком участок земли отнесен к “зоне санитарной охраны Рублевского водопровода”. И строить на нем жилые дома нельзя.

Пока суды и руководители Федеральной службы по надзору за природопользованием ворошат события двадцатилетней давности, в стране происходят не менее любопытные вещи. 24 декабря 2004 г. Госдума принимает закон № 199 ФЗ, по которому функции по тушению лесных пожаров переходят к региональным властям вместе с соответствующим финансированием. За оставшиеся до нового года дни закон спешно одобряют сенаторы и подписывает президент. При этом законодатели почему-то забывают упомянуть в нем заповедники и национальные парки, которые занимают 2% территории страны. И если завтра загорится, например, национальный парк “Лосиный остров”, его вообще некому будет тушить. А вот функцию охраны лесов передали от Рослесхоза федеральной службе. Так что если кому-то придет в голову самовольно вырубать подмосковные леса, то помешать этому смогут теперь лишь шесть инспекторов федеральной природоохранной службы, которые по закону к тому же обязаны ездить парами. То есть три “наряда” чиновников на 2,1 млн гектаров леса вместо 1500 работников Рослесхоза, у которого эти функции отняли. При этом повсеместно происходит санкционированный местными властями самозахват лесов для строительства новых коттеджных поселков. Можно, конечно, надеяться, что лет через 20 с этой проблемой тоже разберется какой-нибудь Олег Митволь, но, может быть, есть смысл подумать об этом сейчас, пока леса не вырубили и не сожгли?