От редакции: Марсианские хроники
Если в урожайный на новости день посмотреть на первую страницу ежедневной газеты, то испытаешь ощущение нереальности происходящего. Кажется, что новости приходят не то что из разных стран – с разных планет. Но статьи эти о событиях, происходящих в одной и той же стране.
Будем снижать НДС, говорит премьер-министр. Его не поддерживает Минфин, зато с оговорками поддерживают в Кремле, в котором не могут не понимать, что нельзя снижать “ненефтяной” НДС без адекватного сокращения расходов, ведь тогда нефтяная зависимость усиливается. И помощник президента Игорь Шувалов не может этого не знать. Но именно он в тот же день сообщает о росте расходов на президентские проекты в 2006 г. со 115 млрд руб. до 142 млрд руб., в 2007 г. – до 201 млрд руб., а в 2008 г. – еще больше. Это две части одного и того же плана? Или двух разных, которые конкурируют между собой?
А ведь есть еще третий и, наверное, множество других. К примеру, вчера стало известно о подготовленном по поручению президента проекте внешнеэкономической стратегии России до 2025 г.: Россия в числе семи крупнейших стран мира по обороту внешней торговли, а также в десятке ведущих экспортеров и импортеров капитала – через 20 лет. Россия не только в ВТО и ОЭСР, но даже в Mercosur и NAFTA и через те же 20 лет крупный продавец наукоемких товаров и услуг – до четверти всего экспорта. Задача, конечно, амбициозная, но не невозможная – просто хочется услышать больше деталей. В конце концов, как точно подметил один из высших руководителей компании Ernst & Young Пол Остлинг на проходившем в Москве Всемирном экономическом форуме: “Конкурентные преимущества страны, первой пославшей человека в космос, не могут сводиться к одной нефти”.
А вот рядом другая новость. Посмотришь на нее и усомнишься, что космос – это про нас. В ней написано, что если верить последнему коррупционному индексу от Transparency International, то Россия – это страна, находящаяся между Нигером, Сьерра-Леоне и Албанией. А они не посылали никого в космос.
Комментарии главного аналитика рейтингового агентства Moody’s по России на соседней странице той же газеты дополняют картину. По его мнению, только из-за неэффективной работы правительства Россия теряет несколько ступенек кредитного рейтинга.
Например, по соотношению долга к ВВП мы могли бы вместо нынешнего Baa3 иметь А3, как у Южной Кореи. Эта разница, судя по котировкам гособлигаций, – лишние 0,5–0,7 процентного пункта, которые российские заемщики платят по своим займам при прочих равных.
И вышеописанная картина – не единичный случай. Можно брать новости почти за любой день и сопоставлять. В одной из статей участники финансового рынка приветствуют усилия Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), которая пытается как можно скорее решить вопрос защиты прав участников срочных сделок. Шаги ФСФР, говорят эксперты, могут дать реальный толчок развитию срочного рынка, привлечь на него иностранцев, дать экономике инструменты хеджирования рисков.
Но тут же из соседней статьи мы узнаем, что скоро всем будет не до срочного рынка. В Госдуме ждет второго чтения правительственный проект поправок в Налоговый кодекс, который не искореняет “налоговый террор”, как когда-то в общих словах было обещано, а во многом расширяет возможности инспекторов. В дополнение к этому президент своим законопроектом о начислении налоговых штрафов без суда вот-вот лишит презумпции невиновности всех налогоплательщиков. Налоговики получат право и возможность давить на любой бизнес, собирая дань с понятливых и уничтожая строптивых. Депутаты в свое время обещали поправить и правительство, и президента, но сотрудники администрации президента лично пришли в Думу убедиться, что при голосовании по президентскому проекту все обойдется без депутатской самодеятельности.
Президент при этом, как известно, всегда стоит над схваткой и вмешивается только тогда, когда противоборствующие части его команды входят в мертвый клинч и уже не могут расцепиться без посторонней помощи. Не вставая ни на чью сторону, он стремится продемонстрировать, что не находится в зависимости ни от одной группы. Наверное, это правильно, но кто-то же должен выбрать одну стратегию и дать команду исполнять. То есть взять на себя ответственность.
А пока одни говорят о будущей внешнеторговой экспансии и всерьез строят инфраструктуру финансового рынка, а другие своими действиями опускают Россию все ниже в списках инвестиционной привлекательности и коррупции. Одни мечтают об экономическом “космосе”, а другие разрушают последние стимулы роста. Общее направление не улавливается. Сообщения об экономических планах властей похожи то на предсказания неминуемой катастрофы, то на марсианские хроники.