От редакции: ОПЕК или Россия

Страны – участницы ОПЕК добывают нефть почти на пределе возможностей: резервов у членов картеля мало, но они есть. Сегодня на своей очередной конференции они будут решать, задействовать их или нет. Это важно, но еще важнее понять, кто будет выручать мир дальше – ОПЕК или Россия.

Накануне встречи Венесуэла предложила картелю даже понизить квоту, а другие участники заявляли, что ОПЕК никак не влияет на цену нефти: она определяется геополитической ситуацией, и в частности – ожиданием войны в Иране, поэтому увеличивать добычу не стоит. Ситуация достаточно критическая – и не столько из-за высокой цены (хотя дальнейшее удорожание нефти замедлит темпы экономического роста в странах-потребителях), сколько из-за потенциального энергетического дефицита в будущем. По прогнозам Международного энергетического агентства (IEA), к 2010 г. спрос на нефть вырастет с 82,4 млн до 90 млн баррелей в сутки, а к 2030 г. достигнет 121 млн баррелей. Без должного уровня добычи экономический рост невозможен. Важнейший вопрос мировой повестки дня – кто будет этот рост обеспечивать.

Россия, которая стремится стать энергетическим гарантом, пока не способна подкрепить эту заявку нефтью. Темпы роста нефтедобычи в России падают. Рост сократился с 11% в 2003 г. до 2,5% в 2005 г. Рекордно высокие цены ситуацию не меняют – увеличения темпов не прогнозируют ни российские чиновники, ни эксперты IEA. По оценкам агентства, к 2010 г. Россия увеличит свою ежедневную добычу лишь до 10,5 млн баррелей при сегодняшних 9,48 млн. В этой ситуации все упования на ОПЕК.

В IEA считают, что к 2010 г. ОПЕК будет обеспечивать 50% всего нефтяного спроса, и ведущие страны-потребители неоднократно призывали нефтяной картель прилагать больше усилий для увеличения добычи. Накануне конференции генсек ОПЕК заявил, что к 2010 г. картель будет в состоянии утроить резервные мощности с 2 млн до 6 млн баррелей в день, на что потребуется $100 млрд инвестиций.

Если эти инвестиции обеспечить, предельная квота ОПЕК будет составлять 34 млн баррелей в день.

Это более чем 20%-ный рост, но для удовлетворения растущего спроса на топливо не хватит даже его. Так что у России еще есть возможность побороться с членами картеля и за роль гаранта энергетической безопасности, и за иностранные инвестиции.

Выиграть борьбу за длинный доллар не так уж сложно. В странах ОПЕК еще более осторожно относятся к присутствию иностранного капитала в нефтяной сфере. Рисков при инвестировании в эти страны не меньше, чем при вложениях в Россию. Что нужно делать для привлечения инвестиций в российский ТЭК, хорошо известно: надо улучшать инвестиционный климат, создавать единые правила игры и снижать налоговое бремя.

Пока с этим известным набором вопросов все очень туманно – закон “О недрах”, который должен внести ясность в правила игры, до сих пор не принят, а положение о стратегических месторождениях, к которым будет запрещен доступ иностранцам, по мере его обсуждения становится все жестче. Зато снижение налогового бремени повлияет и на российских инвесторов – деньги у российских нефтяных компаний есть, просто инвестировать их сейчас не слишком выгодно. Внесенные в Думу поправки, предусматривающие нулевую ставку НДПИ при разработке новых месторождений в Восточной Сибири, – правильный шаг. Но этого мало. Эти месторождения могут дать дополнительно только 30–40 млн т нефти в год, да и НДПИ составляет лишь 30% всех налогов с нефтяников. Для серьезного увеличения инвестиций и добычи необходимо понижать экспортную пошлину, на что государство идти не готово. Выбор сложный: задачи внутреннего развития или роль энергетического гаранта мирового развития. Впрочем, важно и то и другое.