Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1634 от 15.06.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Деньги на обочине

От редакции: Деньги на обочине

Россияне мало ездят по просторам своей необъятной страны. Только 12,5% из тех, кто намерен провести отпускное время в России, отправятся на отечественные пляжи. Большинство останутся дома, на дачах или отправятся в соседний регион.

Понимая, что автомобильный туризм мог бы помочь делу, заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин на днях рассказал, как ГАИ собирается облегчить проезд автопутешественников на Черноморское побережье Кавказа. Будут установлены дополнительные дорожные знаки, инспектора проведут с водителями инструктаж об особенностях местных дорог, а дополнительные милицейские посты оградят от мошенников и грабителей.

Учитывая растущие цены на железнодорожные и авиабилеты, путешествие на автомобиле могло бы стать выходом для многих. Автопоездки на море стали одной из главных составляющих индустрии путешествий в Европе. В Испании в 2005 г. на побережье самостоятельно приехали около 20–25% туристов. Услугами придорожных мотелей и кемпингов воспользовались также около 15% прилетевших и прибывших по железной дороге. В Хорватии в 2005 г. отдыхали 8 млн человек, из них около 30% прибыли своим ходом. В России число отдыхающих на Черноморском побережье с 2002 по 2005 г. выросло с 6 млн до 10 млн человек, но доля автомобилистов не превышает 10%. Конечно, дополнительные знаки и помощь со стороны милиции (если речь действительно идет о помощи) можно только приветствовать, но этого мало.

Наши расстояния отличаются от западноевропейских, поэтому россиянам хорошие дороги еще нужнее. Магистрали, ставшие привычной деталью европейских пейзажей, в России, как правило, заканчиваются в 30–50 км от областного центра. Поэтому можно только порадоваться, что инвестиционная комиссия вчера одобрила заявку на выделение $1 млрд из государственного инвестфонда на строительство “Западного скоростного диаметра” в 46,4 км, который должен соединить петербургский морской порт с объездной дорогой и трассами, ведущими в Финляндию и страны Балтии. Всего мэрия Петербурга намерена потратить на эту трассу $2 млрд. Это около $43 млн за 1 км дороги.

В Испании на 1 кв. км площади приходится более 200 м дорог с твердым покрытием, в Хорватии – более 400 м, а в европейской части России – около 70 м. Правительство Испании в этом году выделило 2 млрд евро на постройку 500 км скоростных трасс в течение четырех лет (4 млн евро за 1 км). Хорватия выделяет 2,8 млрд евро на пять лет на 540 км автострад (5,2 млн евро за 1 км).

В России на автомобильную составляющую ФЦП “Дороги России” на 2002–2005 гг. уже выделено около 22 млрд евро, а общие затраты до 2010 г. превысят 60 млрд евро. За это время планируется построить 3700 км шоссе в четыре и более полосы и реконструировать 40 000–50 000 км обычных дорог. Длина современных магистралей составит в 2010 г. 1,5% общей протяженности дорог. Причина недостаточной скорости их возведения – дороговизна. Эксперты ГипродорНИИ оценивают километр дороги в мегаполисе в $70–100 млн. По их же оценкам, на ровной местности в провинции цена должна снижаться до $2 млн. Столичные власти потратили на каждый километр МКАД более $100 млн, а на Третьем кольце – $120 млн.

Наконец, проблемы российского автотуризма не только в отсутствии дорог. На европейских магистралях и шоссе небольшие мотели и охраняемые кемпинги с удобствами для путешествующих с прицепами или палатками, встречаются через 3–5 км. В европейских странах 1 евро, вложенный в дороги, дает 1,5–2 евро инвестиций в туризм, в транспортное машиностроение и инфраструктуру. Вопрос в том, что нужно сделать, чтобы огромные расходы на дороги в России не растворялись где-то на обочинах, а помогали привлечь частные инвестиции в отели и кафе.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать