От редакции: Дело посредника

Сегодня украинский премьер Виктор Янукович будет встречаться с российским коллегой и снова говорить про газ. На предыдущей встрече новоиспеченного премьера с российскими лидерами повышение цен на газ для Украины отложили, но только до 1 октября. Вероятность нового скачка цены высока. После того как Туркменистан поднял свою ставку до $100 за 1000 куб. м, поставки Rosukrenergo по $95 за 1000 куб. м становятся нерентабельными.

У Януковича есть возможность выиграть еще один квартал дешевого топлива, но в дальнейшем цена поднимется в любом случае. В украинском правительстве с этим уже смирились – министр финансов Николай Азаров заявлял, что цена в $135 за 1000 куб. м вполне приемлема для Украины. Как раз во столько оценивают изменение цены и аналитики – $35 сверх туркменских $100 составляют расходы на транспортировку и прибыль оператора.

Итак, переговорные позиции России и “Газпрома” усилились, а роль Rosukrenergo становится все менее понятной. В январе посредник был нужен обеим сторонам – Украине он помог получить сравнительно низкую цену, а “Газпрому” – проникнуть на украинский внутренний рынок газа.

С начала 2007 г. “Газпром” сможет самостоятельно поставлять Украине необходимый объем туркменского газа. О том, что необходимо избавиться от посредника, говорил еще предыдущий украинский премьер Юрий Ехануров – сразу после заявлений туркменбаши про скорое повышение цен. Говорил об этом и Виктор Янукович. Сразу после вступления в должность премьер-министра он заявил, что общается с “Газпромом” напрямую и Rosukrenergo нужно Украине только до тех пор, пока эта фирма обеспечивает дешевый газ. Если же посредник будет снимать “дополнительные операционные прибыли во время поставок газа, мы будем категорически против”, предупредил Янукович.

Эта компания сыграла ключевую роль в ситуации, когда стороны были не способны договориться самостоятельно, – совладельцу Rosukrenergo Дмитрию Фирташу удалось найти подход и к туркменбаши, и к оранжевому правительству, и к “Газпрому”. Но новое украинское правительство вполне способно находить общий язык с “Газпромом” и Россией.

“Газпром” наконец-то смог договориться с Туркменистаном и законтрактовал у него необходимые объемы газа. По сравнению с началом года ситуация стала гораздо более прозрачной.

Вряд ли исчезновение из схемы поставок газа на Украину Rosukrenergo кого-то опечалит, но этой компании стоит отдать должное: украинская экономика получила передышку минимум на три квартала. Получил свое от участия в поставках газа на Украину Rosukrenergo и “Газпром” – созданное в результате январского договора с “Нафтогазом” СП “Укргаз-Энерго” стало поставлять газ промышленным потребителям напрямую, и сейчас его доля составляет около 60–70% рынка. У “Газпрома” в этом СП лишь 25%, но он вполне способен получить и большую долю рынка: украинские компании уже начали лоббировать идею прямых поставок от “Газпрома”.

Об этом на предыдущей встрече с российским премьером говорил Янукович, чье правительство разрывается между двумя задачами – сохранением национальной независимости и поддержанием экономики энергозависимой Восточной Украины, где сосредоточен и электорат Партии регионов, и бизнес ее благотворителей и первых лиц. Одна из этих компаний – System Capital Management, контролируемая Ринатом Ахметовым (один из лидеров Партии регионов), летом получила лицензию на прямые поставки газа.

Но за дешевый газ для одних придется дорого заплатить другим. “Газпром” уже вышел на украинский внутренний рынок, и вопрос о контроле над газотранспортной системой Украины – дело времени и переговоров. И тут еще может пригодиться посредник. Правительства на Украине меняются часто, и сегодняшнее взаимопонимание может оказаться недолговечным.