От редакции: Музейное оружие

Ряд общественных организаций Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, которые считают свои народы частью единой черкесской нации, официально попросили российское государство признать геноцид черкесского народа, совершенный царской Россией и СССР.

Одновременно 11 организаций черкесской диаспоры из девяти стран (в том числе Турции, Иордании, Египта) направили аналогичное заявление в Европарламент. Эксперты уверены – обращение к давней и недавней истории преследует вполне современные цели. Лидеры национальных движений пытаются нейтрализовать попытки ликвидировать государственность Адыгеи.

Однако прикладной характер нынешних требований не снимает трудных вопросов. Как бывшие империи и метрополии должны отдавать долги депортированным и иным образом пострадавшим народам? Как далеко вглубь веков могут простираться претензии? Свои ответы на эти вопросы вынуждены были находить многие крупные государства – США, Австралия, Турция, Германия, Япония. Собственных решений у России пока нет, поскольку это первая попытка одного из российских народов получить статус жертвы геноцида. Эта проблема может стать актуальной, учитывая, что Россия, будучи официально правопреемницей СССР, все больше претендует на связь с царской Россией, пока, впрочем, символическую.

Признать преступления прошлого требует не бывший союзник по соцлагерю или экс-республика СССР, а представители народов России, численность которых около миллиона человек. Но не только. Понятно, когда действия того или иного режима, например нацистского в Германии или руандийского, признаны преступными всем международным сообществом и получили юридическую оценку. История покорения Кавказа Российской империей и СССР – другое дело. Она весьма драматична. Черкесы, адыги и другие народы сопротивлялись русской армии так же ожесточенно, как чеченцы или дагестанцы. В ходе боевых действий погибли десятки тысяч горцев. Большинство жителей Западного Кавказа в 1864 г. – по разным оценкам, от 1,8 млн до 3 млн человек – были выселены в Турцию. Транспорт и продукты предоставила Россия. В 1920–1930-х гг. советская власть подавила восстания в Адыгее, Кабарде и Карачаево-Черкесии. Депортация 1944 г., правда, не коснулась черкесов и кабардинцев – выселили их соседей, карачаевцев и балкарцев.

Выполнение требований черкесских организаций может вызвать подобные обращения со стороны других народов, пострадавших от кавказских войн, – чеченцев, аварцев, лезгин и др. Обязательства такого рода могут в свое время стать для современной России не менее важными, чем обязательства перед французскими держателями дореволюционных отечественных облигаций или советские долги. Перенося в Россию прах членов царской семьи и прочими способами восстанавливая преемственность с империей. Это будет означать и ответственность. К примеру, извинения правительства США перед этническими японцами, интернированными в годы Второй мировой войны, были подкреплены компенсацией в $1,2 млрд. Принимая ответственность, необходимо разъяснить наследникам пострадавших, что нынешние обитатели некогда покинутых их предками деревень и аулов не повинны в преступлениях прошлого и не обязаны платить по старым счетам.