От редакции: Упрощение дипломатии

Саммит Россия – ЕС, для участия в котором завтра в Финляндию отправится президент Путин, вроде бы не сулит России особых проблем, несмотря на польский демарш. Неделю назад Польша –член ЕС – наложила вето на начало переговоров о новом соглашении между Евросоюзом и Россией, потребовав ратификации Россией Энергетической хартии и снятия запрета на ввоз в Россию польского мяса.

С Польшей из всех новых членов ЕС у России самые тяжелые отношения. Страны Балтии тоже не жалуют Россию, но у поляков все же больше негативного исторического опыта (испытания советского периода, три раздела Польши и два подавленных восстания во времена Российской империи). Кроме того, у них остаются серьезные опасения относительно новой России: сотрудничество российской власти с Леонидом Кучмой и Виктором Януковичем во времена оранжевой революции было однозначно воспринято Польшей как вмешательство во внутренние дела Украины – страны, культурно и экономически близкой. Проект Северо-Европейского газопровода внушает польскому руководству еще большие опасения: появление новой трубы, которая будет напрямую поставлять газ в Западную Европу, приведет к экономическим и политическим потерям.

Вопрос поставок мяса вполне решаем на переговорах. Насколько договороспособна Польша, не очень понятно, зато видно, что Россия даже и думать об этом не хочет: в ответ на поддержку позиции Польши со стороны ЕС российская ветеринарная служба сообщила Еврокомиссии, что с начала следующего года возможно введение запрета на ввоз мяса из всех стран ЕС. Между тем в России дефицит мяса, а Евросоюз сам мясо не экспортирует, а импортирует. Несмотря на это, по квотам на ЕС приходится 80% российского импортного мяса, что приводит только к росту мясных цен внутри России: европейское мясо или очень дорогое, или не является европейским – южноамериканские страны, на которые приходится слишком маленькая доля, переправляют его в Россию транзитом через ЕС.

Безусловно, для России польское мясо – частность. И польский ультиматум на самом деле – это ультиматум ЕС. Хоть у Евросоюза сейчас неплохие отношения с Россией и даже Энергетическая хартия не мешает, по мнению еврофункционеров, начать процесс переговоров о новом соглашении, союзные отношения обязывают. Так что Евросоюз неизбежно будет долго пытаться помирить Москву и Варшаву.

Конечно, газовая труба и кран на ней – гораздо более мощные дипломатические инструменты, чем протоколы и соглашения с любой страной и организацией, приносящие не всегда очевидные дивиденды. Но этот инструмент девальвирует остальные, деквалифицируя российскую дипломатию. С Польшей вполне можно договариваться, получать от этого как экономические (приграничное сотрудничество, вероятно, более дешевая труба по земле), так и политические (влияние в непростом регионе) дивиденды.

Материальные потери Москвы от конфликта будут минимальны – старое соглашение с ЕС автоматически продлевается, если у сторон нет других предложений. Однако время будет упущено.