Антинародная

На этой неделе заводы ФГУП “Росспиртпром” начали отгружать дистрибуторам водку по 53 руб. за бутылку. Если бы список преемников Владимира Путина пополнился кандидатурой главы предприятия Игоря Чуяна, у него были бы неплохие шансы обскакать конкурентов на выборах президента. “Национальный водочный проект” для россиян ближе “Доступного жилья” и “Здоровья”, которые пестует преемник Дмитрий Медведев. “Вывод на рынок высококачественной водки по цене, доступной для большинства населения страны, представляется как одно из наиболее важных и актуальных на сегодняшний день мероприятий государственной политики в сфере решения социальных вопросов”, – говорится в рекламе водки “Росспиртпром”. Социальность зашкаливает. За восемь месяцев 2006 г. в России от употребления алкоголя умерло 19 900 человек. Совсем недавно после употребления чего-то непонятного люди целыми городскими кварталами отправлялись в больницы. Сразу же заговорили про суррогаты, от которых страдают граждане, и заодно – про нелегальную водку, которая не облагается акцизом.

И тут – такой подарок. Одним махом решаем две проблемы: граждане получат “самую дешевую легальную водку из спирта “Люкс” и немедленно перестанут употреблять непонятно что, а государство получит акциз с производителей “народной”. ФГУП немного жаль. Ведь в полученных 53 руб. акцизный платеж составляет 32 руб., 8 руб. – стоимость бутылки, спирта, этикетки и укупорки. Себестоимость производства и амортизации, отчисления на зарплату и в различные фонды – 5 руб. Оставшиеся 8 руб. – НДС. Продавать по себестоимости? “Мы работаем не ради прибыли, а ради здоровья граждан России”, – рапортует “Росспиртпром”. Ну, заводов у них много, наверстают за счет других марок.

Но вот тут-то и начинается непонятное. Травится-то народ у нас в основном не суррогатами. Даже главный российский санитар Геннадий Онищенко это признает. “По Москве от общего числа отравлений суррогатным алкоголем отравилось... 7%, по регионам – 20%”, – цитируют чиновника информагентства. Причина остальных отравлений – количество выпитого.

Что касается битвы за акциз... Производителям “нелегальной”, но удивительно дешевой водки (ценой в пределах 50 руб. за 0,5 л) от этой инициативы тоже ни тепло ни холодно. В среднем, с уплатой всех акцизов и налогов, производитель имеет рентабельность на уровне 3–7%. Нелегалы же получают 40–50%, и при такой марже снизить цену – не проблема.

Вот и получается, что, запугав электорат суррогатами и “паленкой”, государство предложило легальную и доступную альтернативу, стимулируя рост потребления и неизбежных передозировок. Лучше б с пьянством боролись.