От редакции: Бросок на Юг

Последние действия России в Алжире и Индии очень похожи. Весной 2006 г. Россия простила Алжиру долг времен СССР в размере $4,7 млрд, после чего в ходе визита в Алжир президента Путина были согласованы контракты на поставки в эту страну российских вооружений на $7,5 млрд, а с учетом готовящихся сделок – более $10 млрд. А в январе 2007 г. в Алжире побывала уже энергетическая делегация во главе с министром промышленности и энергетики Виктором Христенко. Россия и Алжир подписали меморандум о сотрудничестве в энергетической сфере. “Роснефть” уже договорилась с местной госкомпанией Sonatrach разрабатывать месторождение 245-Юг. “Газпром” ведет с Sonatrach переговоры об обмене активами в газовых месторождениях. Кроме того, Христенко пообещал помощь Алжиру в области ядерной энергетики.

Российская энергетическая стратегия при ничейном результате в войнах с соседями неожиданно привела к успеху в странах более отдаленных. Нынешнее укрепление сотрудничества с Индией, Алжиром, Венесуэлой заставило вспомнить о внешней политике СССР. Впрочем, позиция современной России гораздо более прагматична, чем советский экспорт идей.

Накануне визита Владимира Путина в Индию стало известно о том, что рупийный долг Индии будет погашаться инвестициями в совместные предприятия. После этого страны договорились о совместном проекте по созданию нового транспортного самолета, строительстве четырех атомных энергоблоков и возможном доступе индийцев к нефтегазовым активам в России, сотрудничестве в космосе и т. п. – всего 11 документов (подробнее см. статьи на стр. А3 и Б2). Причем российские переговорщики отмечают, что диалог идет гораздо легче, чем еще пару лет назад.

Кстати, еще раньше, в 2005 г., Россия списала большую часть сирийского долга ($9,7 млрд из $13,4 млрд). Списание было обусловлено в том числе покупками российского вооружения. Но если Сирия всегда оставалась российским партнером на Ближнем Востоке, то газовая дружба с Алжиром и тактический выигрыш у американцев в атомном сотрудничестве с Индией – однозначные успехи российской экономической дипломатии.

Ведь в прошлом году о сотрудничестве в ядерной сфере с Индией договорился Джордж Буш. Однако дальше подписания соглашений дело не продвинулось: как считают наши политологи, из-за того, что американцы по привычке оговорили экономические решения большим числом политических условий. Россия сейчас действует более прагматично, преследуя главным образом экономические выгоды. “Газпром” от сотрудничества с Алжиром хочет получить выход на рынки Южной Европы.

Это, конечно, вызывает в Европе нервозность: вчера еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс заявил, что сотрудничество России и Алжира может быть похоже на картель (РФ обеспечивает 25% потребностей Европы в газе, Алжир – 10%).

Европа и США боятся и “Газпрома” в Индии: вчера International Herald Tribune написала, что одно из возможных направлений сотрудничества России и Индии – строительство газопровода из Ирана через Пакистан. О том, что “Газпром” не смущает политическая ориентация партнера, свидетельствует и вчерашнее соглашение с венесуэльской государственной корпорацией Petroleos de Venezuela. Российские специалисты будут консультировать венсуэльцев при строительстве Южноамериканского газопровода (Венесуэла – Бразилия – Уругвай – Аргентина, 10 000 км, $20 млрд), “Газпром” также получил право на разведку и разработку нескольких блоков морских газовых месторождений Венесуэлы.

Консультанты “Газпрома” напоминают военных консультантов времен СССР. Консультанты в другой стране вообще признак силы. Можно вспомнить хотя бы множество западных консультантов в кризисной России 1990-х.

Но нынешняя российская внешняя политика все-таки не чистая прагматика. Запад лишь чуть сильнее опасается строительства оси Россия – Индия – Китай, чем Россия действительно этого хочет. Европа лишь чуть сильнее боится “газового ОПЕК”, чем “Газпром” действительно этого хочет. Между тем качество прогнозирования как в строительстве оси, так и, скажем, в добыче газа в России остается довольно низким. Следовательно, вероятность ошибок – довольно высокой.