От редакции: Медленный лифт

С 2009 г. выпускники отечественных средних школ будут сдавать Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по всем предметам учебной программы. Их результаты будут зачитываться в качестве вступительных испытаний в вузы. Соответствующие поправки в законы “Об образовании” и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” подписал вчера президент.

Принятие закона не только облегчит участь большинства абитуриентов, которые будут избавлены от повторного стресса при сдаче вступительных экзаменов в университеты и институты. По замыслу инициаторов введения ЕГЭ новая система должна решить ряд задач. Облегчение доступа выпускников из провинции в столичные вузы должно превратить высшее образование в социальный лифт для талантливых людей независимо от их материальных возможностей и места проживания. Система тестов является стимулом для совершенствования знаний учеников средних школ в развитых странах – чем выше выпускной балл, тем больше возможность бесплатно поступить в престижный вуз (во Франции или Германии) или получить значительный кредит на образование под низкий процент (в Великобритании или США).

Нынешний уровень обучения, по данным “Левада-центра”, в 2006 г. не устраивал 45% опрошенных и устраивал 25% (30% не определились с ответом). Кроме того, исследования социологов показывают, что 53% опрошенных не верят в то, что их дети и внуки смогут получить качественное образование, верят – 42%. Одна из причин этого – коррупция на входе в систему высшего образования. Вузовский рынок коррупции, по данным фонда “Индем”, вырос с 2001 по 2005 г. на 30% и достиг $584 млн. Система, при которой результаты выпускных экзаменов должны приниматься вузами как вступительные (за исключением тех, где необходим творческий конкурс или испытания психологических и физических данных), а “человеческий фактор” максимально удален из проверки ЕГЭ, должна была сократить взяточничество в вузах. По данным “Левада-центра”, введение новой системы поддерживают 44%, против высказываются 32%.

Однако начавшиеся еще в 2001 г. экспериментальные экзамены встретили упорное сопротивление ректоров ведущих вузов, опасавшихся нашествия провинциалов с дутыми высокими результатами, а также родителей и учителей, которые полагали, что ответы на тестовые задания больше, чем обычные экзамены, требуют от ребенка не умения думать, а зубрежки и натаскивания. Эксперты также указывали, что в погоне за баллами может потеряться воспитательная роль литературы и истории. Наконец, некоторые опасались, что ЕГЭ отменит преференции для поступления в элитные университеты и академии одаренных школьников – победителей общероссийских и участников международных предметных олимпиад.

В итоге стороны достигли компромисса, который позволил усовершенствовать закон и облегчить молодым людям из провинции доступ во многие вузы, но вряд ли устроил всех участников образовательного процесса. Повсеместное введение ЕГЭ, первоначально планировавшееся на 2007 г., было отложено на два года. Победителям всероссийских олимпиад сохранили льготы при поступлении. Элитные университеты и академии, список которых утвердит правительство, будут вправе устанавливать дополнительные испытания для абитуриентов, что серьезно осложнит доступ провинциалов в лучшие московские, петербургские и новосибирские вузы.

Наконец, нынешний вариант закона создает опасность, что коррупция из вузов переместится в школы. По данным “Левада-центра”, 43% опрошенных считают, что введение ЕГЭ не скажется на коррупции при поступлении в вузы, 21% полагает, что ее уровень повысится, и лишь 14% надеются на его снижение. Эксперты полагают, что ситуацию может исправить поправка, которая поручит разработку и проверку тестов органу, независимому от Минобразования. Отечественный лифт уже сейчас обещает быть более медленным, чем его зарубежные аналоги.