От редакции: Ситуация зависла

Очередной приговор учителю Поносову совпал со спорами в правительстве по поводу обеспечения школ лицензионным программным обеспечением. Дело, прекращенное в феврале с фантастической формулировкой “в силу малозначительности”, было рассмотрено повторно. И на этот раз Верещагинский районный суд приговорил учителя к штрафу в 5000 руб. за использование контрафактного программного обеспечения.

В тот же день выяснилось, что разработанный Мининформсвязи проект обеспечения российских школ лицензионным ПО не может быть профинансирован. Интересно, кстати, что сам проект стал достоянием гласности после первого суда над учителем Поносовым и был поддержан первым вице-премьером Дмитрием Медведевым. Предполагалось, что к началу учебного года все российские школы будут обеспечиваться лицензионным ПО от ведущих производителей (Microsoft, Adobe Systems, “Лаборатория Касперского”, “Доктор Веб”, RarLab, Corel), за что заплатит федеральный бюджет. Минэкономразвития проект сначала раскритиковало, потом все-таки согласилось, зато Минфин пояснил, что денег на лицензионное ПО для школ в федеральном бюджете 2007 г. и проекте бюджета 2008–2010 гг. не предусмотрено. Минфин не против, чтобы закупку ПО финансировали местные бюджеты, но для них такая перспектива также стала неожиданностью. В результате ситуация, извините за каламбур, зависла.

У проблемы несколько сторон. Экономическая: как посчитать, от чего больше ущерб экономике – от монопольного положения производителя ПО или от использования нелицензионных продуктов? Политическая: как показать партнерам по переговорам о вступлении в ВТО борьбу за интеллектуальную собственность? Образовательная: на каких IT-стандартах должно быть основано школьное образование? MS Office – это как бумага, альтернативы которой не было много веков? Или это как пачка бумаги одного производителя, вместо которой можно купить пачку бумаги другого?

На поставленные вопросы у государства готовых ответов нет – значит, надо пока оставить все как есть. За борьбу с пиратством отвечает прокуратура. Профилактика в виде закупок лицензионного ПО пока невозможна по причине отсутствия средств в бюджете. Если кто попадется, извините. За монополии отвечает ФАС – все вопросы к ней. У ФАС пока не много успехов даже с доморощенными компаниями, что уж говорить о мировом гиганте, с монополизмом которого с переменным успехом борются в США и ЕС.

Вряд ли чиновники захотят перейти на свободное ПО в школах – в одной школе будет одно ПО, в другой другое, а в третьей его напишут сами ученики. Как их контролировать? Как их оценивать? Многоплатформенное свободное ПО даже на идейном уровне противоречит российской вертикали власти и лежащему в ее основе единообразию контролируемых субъектов. Государственный потребитель и поставщик-монополист в этом смысле отлично подходят друг другу.

А борьба учителя Поносова становится его личной борьбой – прецедентным его дело не станет.