От редакции: Разведка предложила

Сообщение американской разведки о том, что Иран остановил военную ядерную программу еще в 2003 г., получит (уже получает) противоположные трактовки обеих сторон. Можно предполагать, что к взаимной выгоде оно и опубликовано.

Вчера аппарат директора Национальной разведки США опубликовал часть доклада «Иран: ядерные намерения и возможности», в котором говорится, что данные аналогичного доклада двухлетней давности, где утверждалось, что Иран продолжает добиваться получения ядерного оружия, неверны. Программа приостановлена еще четыре года назад, по мнению американских разведчиков, в результате международного давления (подробнее см. статью на стр. А2).

Помощник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли заявил, что давление должно быть продолжено и даже усилено, поскольку это «верная стратегия». В то же время Хэдли упомянул о необходимости «договариваться о решении, которое удовлетворит иранскую сторону, гарантируя мир». Сам президент Буш вчера сказал, что Иран по-прежнему представляет опасность. Действительно, опасения по поводу использования мирного атома в военных целях существуют (см. статью на стр. А4), Иран не соглашается с требованием мирового сообщества остановить обогащение урана и теоретически может через несколько лет выйти на технический уровень, достаточный для производства ядерной бомбы. Тем не менее американская новость практически снимает с повестки дня вариант военного удара по Ирану, который в последнее время неоднократно обсуждался.

В таких ситуациях всегда хочется узнать: сознательно или нет разведка готовит, а власти артикулируют мнение, формирующее вполне однозначную политику. Всем памятна скандальная история с Ираком, в котором не оказалось обещанного ЦРУ оружия массового поражения. Конспирологи наверняка найдут не одну версию, объясняющую предыдущие доклады разведки по поводу ядерной программы Ирана, от желания сменить существующий режим до формирования цены на нефть.

Как бы то ни было, концепция изменилась. Зачем это американцам? Ведь обнародование доклада довольно серьезно корректирует общественное мнение, давая Ирану серьезные позиционные преимущества.

Доклад американцев будет расценен иранской стороной как следствие провала политики запугивания и как блестящая победа иранской независимой политики в противостоянии с ведущей мировой державой.

Вчера иранские чиновники в своих выступлениях уже требовали от США компенсации за неподтвердившиеся обвинения в ядерной угрозе миру. Позитивной оценки действия Ирана по сотрудничеству с МАГАТЭ удостоились от главы ведомства Мохаммеда эль-Барадеи, президента России Владимира Путина (он встречался с Саидом Джалили, секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана).

Впрочем, американцы зря ничего делать не будут. Им, прежде всего, не нужна война в Иране, которая, как говорят в таких случаях, может иметь «непредсказуемые последствия». Особенно война не нужна накануне президентских выборов в США, тем более что одну такую неприятную войну Америка и так ведет в Ираке. Разговоры о том, что отказ Ирана от ядерной программы – результат давления, которое надо продолжать, – это попытка сохранить лицо. И эта попытка должна вызвать исключительно одобрение – ведь это шаг в непростой для Соединенных Штатов ситуации навстречу переговорам.

Ирану тоже не нужна война, однако воинственная риторика президента Ахмадинеджада также препятствовала нормальному переговорному процессу (хотя, например, МАГАТЭ было удовлетворено сотрудничеством). По мнению ряда экспертов, США наряду с организацией международного давления ведут неафишируемые переговоры с влиятельными силами в Иране. Возможно, вчерашнее заявление – некий шаг, в ответ на который последует шаг с иранской стороны. Причем, возможно, даже не со стороны президента Ахмадинеджада, а со стороны аятолл – которые и есть власть в Иране.