Замерзающие

Нам очень нравится, что в документах различных государственных органов написано: пункт первый – одобрить инициативу социально ответственного бизнеса по сдерживанию цен на социально значимые продукты питания; пункт второй – обязать ФАС, МВД, ФНС и прочих проверить, насколько социально ответственно бизнес относится к сдерживанию цен <...>». Смешно? Если вы не занимаетесь производством еды и не торгуете ею, возможно. Вчера эту фразу при большом скоплении уважаемых людей произнес глава одной розничной компании. Уважаемые люди посмеялись. Правда, только те, кто не производит еду и ею не торгует.

Пять отраслевых союзов и розничные сети подписали вчера протокол о продлении соглашения «по стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров» (см. статью на стр. А1). Производители обязались еще на три месяца зафиксировать отпускные цены на шесть своих продуктов, сети – зафиксировать наценку на эти продукты в 10%.

В октябре, подписав первое соглашение, сотрудники компаний говорили, что, мол, необеспеченные покупатели не должны страдать, что они компенсируют недополученную прибыль, перераспределив издержки, да и в целом социально ответственной компании пристало терпеть, когда в стране трудности. Теперь таких почти нет. Подписанты в публичных местах даже не шепотом называют соглашение «проявлением средневековья со стороны регулирующих органов» (это еще самое мягкое из того, что я слышала). Сырое молоко, семечка и зерно за время действия соглашения подорожали на 20–30%. Подросли затраты на газ, электроэнергию и транспорт.

Они, конечно, под всем подпишутся. И заморозят. И ценники переклеивать не будут. Только не надо удивляться, когда, например, замедлится рост зарплат в паре отдельно взятых секторов. Из каких же доходов увеличивать фонд оплаты труда или платить бонусы, если все ушло на социальную ответственность?.