Статья опубликована в № 2181 от 26.08.2008 под заголовком: От редакции: Новый краткий курс

От редакции: Новый краткий курс

Накануне начала учебного года издательство «Просвещение» опубликовало новую концепцию школьного курса отечественной истории 1900–1945 гг. Безымянные авторы намерены «актуализировать оценки нашей истории с точки зрения задач укрепления государственного суверенитета».

Делать это авторы хотят, доказывая школьникам, что количество жертв того трагического периода не так уж велико. Жертвами «большого террора» они предлагают считать только осужденных к смертной казни и расстрелянных. Это означает: исключить из числа жертв репрессий 600 000 умерших в лагерях и миллионы отбывших сроки по 58-й статье. Да и не только по 58-й люди сидели и погибали невинно. Сидели и рабочие по доносам, и крестьяне – «за колоски». Все это авторы оправдывают исторической необходимостью. Нужны были народному хозяйству инженеры – сажали инженеров: «Террор превращался в прагматичный инструмент решения народнохозяйственных задач» (!). Во время голода 1932–1933 гг., пишут авторы, в СССР погибло 2–3 млн человек – другие оценки огульно называются «завышенными» и не рассматриваются. Украинские оценки авторы, конечно, принять не смогут, но признанные научным сообществом работы по этой теме есть и в России. Голод, сообщают нам, был вызван «неблагоприятными погодными условиями».

Новая концепция по сути – повтор попытки брежневских пропагандистов реабилитировать сталинский индустриальный рывок. Тогда советские историки доказывали своим гражданам и миру, что СССР и лично Сталин преследовали благие цели, но иногда – крайне редко – «допускали нарушения».

Прилежный ученик, прослушав такой курс, поймет, что цель оправдывает средства, что террор может, если очень хочется, превращаться в прагматичный инструмент решения народнохозяйственных задач.

Ограждая школьников от знания истинных масштабов жертв репрессий и войны, авторы могут воспитать гордость за страну. Но это будет гордость за какую-то другую страну, которой никогда не было.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать