Статья опубликована в № 2181 от 26.08.2008 под заголовком: От редакции: Новый краткий курс

От редакции: Новый краткий курс

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Накануне начала учебного года издательство «Просвещение» опубликовало новую концепцию школьного курса отечественной истории 1900–1945 гг. Безымянные авторы намерены «актуализировать оценки нашей истории с точки зрения задач укрепления государственного суверенитета».

Делать это авторы хотят, доказывая школьникам, что количество жертв того трагического периода не так уж велико. Жертвами «большого террора» они предлагают считать только осужденных к смертной казни и расстрелянных. Это означает: исключить из числа жертв репрессий 600 000 умерших в лагерях и миллионы отбывших сроки по 58-й статье. Да и не только по 58-й люди сидели и погибали невинно. Сидели и рабочие по доносам, и крестьяне – «за колоски». Все это авторы оправдывают исторической необходимостью. Нужны были народному хозяйству инженеры – сажали инженеров: «Террор превращался в прагматичный инструмент решения народнохозяйственных задач» (!). Во время голода 1932–1933 гг., пишут авторы, в СССР погибло 2–3 млн человек – другие оценки огульно называются «завышенными» и не рассматриваются. Украинские оценки авторы, конечно, принять не смогут, но признанные научным сообществом работы по этой теме есть и в России. Голод, сообщают нам, был вызван «неблагоприятными погодными условиями».

Новая концепция по сути – повтор попытки брежневских пропагандистов реабилитировать сталинский индустриальный рывок. Тогда советские историки доказывали своим гражданам и миру, что СССР и лично Сталин преследовали благие цели, но иногда – крайне редко – «допускали нарушения».

Прилежный ученик, прослушав такой курс, поймет, что цель оправдывает средства, что террор может, если очень хочется, превращаться в прагматичный инструмент решения народнохозяйственных задач.

Ограждая школьников от знания истинных масштабов жертв репрессий и войны, авторы могут воспитать гордость за страну. Но это будет гордость за какую-то другую страну, которой никогда не было.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more