От редакции: Тоннель или подкоп

Столичное правительство одобрило программу подземного строительства на 2009–2011 гг. Урбанизация пространства под городскими кварталами и дорогами и их рациональное использование, наверное, может решить какие-то из московских проблем. Возведение под землей подземных парковок, торговых площадей и тоннелей в Париже, Нью-Йорке, Риме и Монреале позволило облегчить ситуацию с движением. Планировщикам Мадрида удалось, убрав часть инфраструктуры под землю, создать дополнительные пешеходные зоны в исторических кварталах. Московские власти утверждают, что Москва сильно отстает от названных городов по темпам освоения андеграунда.

Однако использование мирового опыта в московских условиях вызывает немало беспокойства. Подземное строительство – сложный и трудоемкий процесс, требующий особо прочных и устойчивых к агрессивным воздействиям материалов, продуманных архитектурных и инженерных решений и, наконец, квалифицированных исполнителей. Стоимость подземных строительных работ, по оценкам экспертов, в 2–2,5 раза превышает стоимость аналогичных работ на поверхности и составляет $1800–2800 за 1 кв. м. В 2009–2011 гг. столичные чиновники надеются возвести под землей свыше 2,5 млн кв. м: паркинги и торговые комплексы в районе ВВЦ и площади Гагарина, а также семиполосную магистраль под Новым Арбатом. Из городской казны из необходимых $4,5–7 млрд планируется потратить 545 млн руб. – это $21,4 млн. Остальное должны построить инвесторы. Возможно, они найдутся.

Кроме того, как показал ряд проверок, стремясь получить «золотые метры» для будущих арендаторов, строители копают глубже и шире, чем предусмотрено контрактом, угрожая разрушить памятники архитектуры. На окраинах, где исторических зданий меньше, другие проблемы: почти 15% территории Москвы находится в опасной зоне по подтоплению и оползням. Независимые эксперты и специалисты Института физики Земли им. Гамбурцева опасаются, что строительство подземных сооружений на слабых столичных грунтах без строгого соблюдения технических требований приведет к их разрушению и повышению уровня грунтовых вод на 5–7 м, что чревато серьезными авариями и катастрофами.