Конъюнктура: Патриот и Чебурашка

Рост патриотических настроений в последнее время фиксируют многие. И это могло бы быть значимым ресурсом для развития государства. Однако возможен и совершенно другой вариант – когда только усилятся диванные настроения и требования своей доли от пирога. Раз Россия сильная, пусть активнее делится с нами.

Но хорошо бы, если бы чувство гордости за страну дополнялось чувством гордости за себя. У нас же обычно это вещи разные. В успехах государства личного вклада многих не особо наблюдается.

Патриотический подъем – вызов для наших элит, качество которых давно является поводом для активной интеллектуальной дискуссии. Весной-летом стало неожиданно модно быть патриотом. Все бежали на самолеты в Австрию с триколорами или в Пекин в обнимку с Чебурашками, что считалось гиперпатриотическими поступками. Хотя мне лично не всегда понятно, какое отношение имеет какой-нибудь вороватый чиновник к спортивным успехам.

События в Грузии и замаячивший призрак холодной войны заставили часть наших собственников задуматься на тему: «А не пора ли убегать?» Многие говорят, что встроенность нашей экономической и политической элиты в западную жизнь (дети в Оксфорде, виллы в Испании, яхты на Лазурном берегу) является гарантией недопущения эскалации холодной войны. Не уверен. Охлаждать горячие головы и здесь, и в Европе сложнее, чем добежать до шенгенской границы. По крайней мере, наши люди иногда еще стараются вести себя по-европейски в Европе, но в России возвращаются к привычному образу жизни, ругая при этом страну и ее обывателей.

Государство же по-прежнему воспринимается как ресурс для личного обогащения, и кризисы это высвечивают наиболее ярко. В этом плане любопытен, скажем, диалог о снижении налогов. С одной стороны, требование изменения фискальной политики справедливо и логично. С другой – бизнес при этом не демонстрирует отказа от психологии временщиков. А значит, снижение налогов может и не обернуться ростом инвестиций.

Возьмем США. Жесткое элитистское общество с элементами демократического шоу, которые мы как раз сейчас и наблюдаем. Но при этом элиты четко понимают, что их влияние определяется весом страны, из которой не убежишь.

У нас все патриоты, когда патриотизм – тематика гламурной вечеринки. Первый тревожный звонок – и начинается сбор чемоданов. А звонки, боюсь, еще будут. Ситуация непростая. Грузия подожгла Каспийский регион, и огонь быстро начнет распространяться дальше. Загадочная попытка военного переворота в Туркмении, которая является черным ящиком с точки зрения информации что по газовым запасам, что по политической ситуации. Но это не значит, что политический кризис там невозможен.

Готова ли Россия к новым проблемам – не ясно. Пока мы видим, что патриотический подъем приводит либо к расслабленности, либо к выездным настроениям. И то и другое не здорово.