Статья опубликована в № 2285 от 29.01.2009 под заголовком: От редакции: Естественный отбор

От редакции: Естественный отбор

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Министр образования Андрей Фурсенко потребовал переориентировать поток абитуриентов на обучение профессиям, востребованным на рынке труда. «Гуманитарные специальности: экономисты, юристы, педагоги – это специальности, которые не обеспечивают нормальные рабочие места. Это дорога в никуда», – заявил вчера Фурсенко на заседании Российского союза ректоров. Вчера же глава Рособрнадзора Любовь Глебова сообщила, что большинство из 1108 отечественных вузов, а именно 48% университетов, 53% академий и 59% институтов, не отвечают аккредитационным требованиям. Они не ведут предписанную статусом исследовательскую работу, не воспитывают научные кадры, а подготовка выпускников оставляет желать лучшего.

Возможно, самокритичные выступления главных чиновников от образования – последствия кризиса, который заставляет рачительнее использовать средства казны. Россия выделяет на образование примерно 3,5–3,6% своего ВВП. Это меньше, чем развитые страны или азиатские «тигры» (4,5–5,5%). Однако это значительные средства федерального бюджета, которые растут быстрыми темпами: 201 млрд руб. в 2006 г., 321 млрд руб. в 2008 г. В 2009 г. на эти цели планируется выделить 410 млрд руб., в 2011-м – 465 млрд руб. Бюджетные ассигнования на одного «бесплатного» студента госвуза выросли с 30 600 руб. в 2006 г. до 70 000 руб. в 2008-м. Пока простое увеличение вложений не привело к росту качества отечественного высшего образования.

Экономические неурядицы должны ускорить закрытие вузов, занятых выдачей «корочек» и отсрочек от армии, и передать освободившиеся деньги институтам и университетам, готовящим профессионалов, нужных экономике и социальной сфере. Впрочем, для этого государство должно пересмотреть свой подход к финансированию вузов. Подушевой принцип стоит сохранить, но деньги должны выделяться после проверки программ обучения по четким и прозрачным критериям на предмет их соответствия современным требованиям и запросам экономики. Только после этого должны утверждаться цифры приема по каждой специальности.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more