От редакции: Естественный отбор

Министр образования Андрей Фурсенко потребовал переориентировать поток абитуриентов на обучение профессиям, востребованным на рынке труда. «Гуманитарные специальности: экономисты, юристы, педагоги – это специальности, которые не обеспечивают нормальные рабочие места. Это дорога в никуда», – заявил вчера Фурсенко на заседании Российского союза ректоров. Вчера же глава Рособрнадзора Любовь Глебова сообщила, что большинство из 1108 отечественных вузов, а именно 48% университетов, 53% академий и 59% институтов, не отвечают аккредитационным требованиям. Они не ведут предписанную статусом исследовательскую работу, не воспитывают научные кадры, а подготовка выпускников оставляет желать лучшего.

Возможно, самокритичные выступления главных чиновников от образования – последствия кризиса, который заставляет рачительнее использовать средства казны. Россия выделяет на образование примерно 3,5–3,6% своего ВВП. Это меньше, чем развитые страны или азиатские «тигры» (4,5–5,5%). Однако это значительные средства федерального бюджета, которые растут быстрыми темпами: 201 млрд руб. в 2006 г., 321 млрд руб. в 2008 г. В 2009 г. на эти цели планируется выделить 410 млрд руб., в 2011-м – 465 млрд руб. Бюджетные ассигнования на одного «бесплатного» студента госвуза выросли с 30 600 руб. в 2006 г. до 70 000 руб. в 2008-м. Пока простое увеличение вложений не привело к росту качества отечественного высшего образования.

Экономические неурядицы должны ускорить закрытие вузов, занятых выдачей «корочек» и отсрочек от армии, и передать освободившиеся деньги институтам и университетам, готовящим профессионалов, нужных экономике и социальной сфере. Впрочем, для этого государство должно пересмотреть свой подход к финансированию вузов. Подушевой принцип стоит сохранить, но деньги должны выделяться после проверки программ обучения по четким и прозрачным критериям на предмет их соответствия современным требованиям и запросам экономики. Только после этого должны утверждаться цифры приема по каждой специальности.