От редакции: Дважды потерпевшие

Родственники некоторых убитых и раненных майором Евсюковым, по словам адвоката Игоря Трунова, намерены потребовать через суд возмещения вреда здоровью и ущерба от потери кормильца. Иск будет адресован Минфину и правительству Москвы. Спикер Мосгордумы Владимир Платонов заявил, что столичная казна не будет платить жертвам милиционера. И правда: трагедия в супермаркете – не теракт и не стихийное бедствие, когда бюджет выплачивает ущерб жертвам без суда. Удовлетворение иска тоже под большим вопросом. В отличие от сержанта Бориса Кострубы, который в 2004 г. выстрелил в упор в гастарбайтера Рустама Байбекова, Евсюков не находился «при исполнении». Статьи 1069 и 1070 Гражданского кодекса предусматривают возмещение вреда из бюджета, только если чиновник или милиционер были в момент преступления на службе. Следовательно, у МВД и Минфина есть возможность отказать потерпевшим. МВД объявило, что помогло пострадавшим материально, милицейские медики вылечат раненых, им выделят путевки в санатории. Но это добрая воля милицейского начальства, не прописанная законом.

Это уже традиция. В России жертвы трагических событий, как правило, проходят два круга испытаний: горе потери, а потом унижение при общении с государственными структурами. В России у потерпевших нет гарантий получения справедливой компенсации за вред, нанесенный преступными посягательствами на жизнь, здоровье и имущество. До тех пор пока потерпевшие будут бороться за компенсации в одиночку, призвать государство к ответственности, вероятно, не удастся.

Между тем работающий механизм возмещения вреда жертвам преступлений и их родственникам существует. В США, Японии, Австралии и Германии есть специальные госфонды, формирующиеся за счет административных штрафов и реализации конфискованного имущества. Такие фонды выплачивают определенную сумму каждому, кто признан жертвой насилия. Страны, ратифицировавшие Европейскую конвенцию по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений от 24 ноября 1983 г. (Франция, Бельгия, Чехия и др.), до суда начинают выплачивать пострадавшим и их родственникам деньги на погребение, лечение и содержание иждивенцев.