От редакции: Дикий капитализм

Кризис догнал розничную торговлю. В апреле рост цен на все группы потребительских товаров замедлился почти вдвое, сообщил Росстат. Товары и услуги дорожают гораздо медленнее, чем в докризисное время: за месяц всего на 0,7%. Нам далеко до Америки и Европы, где из-за кризиса цены снижаются более 10 месяцев подряд. Но важно, что в головах торговцев наконец произошел важный поворот: они осознали, что карманы покупателей пустеют и придется работать в условиях падающего спроса.

Адаптация российского бизнеса к кризисным условиям идет со скрипом: доходы населения начали падать еще в ноябре, а цены затормозились только спустя полгода. Возможно, причина кроется в особенностях российской корпоративной культуры.

Чтобы снизить цену для конечного покупателя, нужно, во-первых, поступиться собственной маржей, к чему отечественные бизнесмены оказались морально не готовы. Производители и торговцы продолжают заботиться о поддержании рентабельности даже ценой сворачивания производства и продаж. Снижение цены воспринимается как поражение и признак слабости.

Во-вторых, переписать ценники в пользу покупателя можно, договорившись со всеми участниками цепочки создания стоимости или путем горизонтальной кооперации разных бизнесов, которые бы мирно делили исхудавший кошелек клиента. Это в первую очередь касается малого бизнеса, работающего на одной территории.

Но навыки кооперации у российского бизнеса почти отсутствуют. Все стараются выплыть поодиночке, нередко за счет своих же дилеров и поставщиков. У нас пока процветает и оплачивается из кармана потребителей дикий капитализм (игра с нулевой суммой, принцип «пан или пропал»), в других странах давно эволюционировавший в сторону культуры обоюдного выигрыша (игра с положительной суммой).