Airbus A330

Ужасное горе и страшная катастрофа – падение A330 авиакомпании Air France в Атлантический океан. Даже и «типичные» авиапроисшествия наполняют весь мир страхом, но нынешнее, загадочное, – страшно вдвойне. Аэрофобы, которых, по-моему, больше половины среди авиапассажиров, нашли новое подтверждение своей навязчивой идее; «научные» авиапутешественники, не устающие объяснять, что, по статистике, вероятность гибели в авиакатастрофе куда ниже, чем в автомобильной, призадумались.

Обывательское понимание состоит в том, что вообще-то самолет – вещь очень надежная, хорошо придуманная и безопасная; в подавляющем большинстве авиакатастроф виноват человеческий фактор, почти все остальные – следствие нелепых случайностей или гибельных совпадений. Этот «аэробус», на обывательский взгляд, не должен был так погибнуть: он защищен и от прямого попадания молнии, и от самой жесткой болтанки, у него всюду запасные и дополнительные системы безопасности; да и вообще – технически авиация сегодня готова к любым атакам природы.

Специалисты знают, что это отнюдь не так, что в авиастроении и по сю пору есть масса нерешенных вопросов, но в этом конкретном случае, точно так же, как и обыватели, не могут объяснить произошедшего над Атлантикой.

Когда-нибудь, наверное, правда откроется. Думаю, она не станет чем-то совсем уж неожиданным.

Но пока можно в очередной раз констатировать, что чем больше мы, люди, осваиваем окружающий нас Божий мир, чем больше знаем, тем меньше понимаем происходящее. Мой отец был физик, в его молодости считалось, что окончательное овладение тайнами природы произойдет в ближайшее время. Сегодня его однокурсники, среди которых доктора наук, говорят, что тайн за прошедшие 40 лет стало только больше и они все умножаются. То же самое говорят медики, химики и биологи.

Гуманитарная наука давно знает, что мир непознаваем, и гордится, если ей удается корректно описать небольшой участок действительности, и не нынешней, а прошедшей.

Но, наверное, не нужно, чтобы в обществе возобладало эдакое понимание возможностей технических наук. А то люди и летать-то перестанут.