От редакции: Медвежий тупик

Власти озаботились спасением моногородов. Меры спасения предлагаются тупиковые.

Национализация трех заводов в Пикалево уже не актуальна – вчера их проблемы доблестно решил премьер Владимир Путин (см. статью на стр. А1). Но законопроект о национализации был написан депутатами Госдумы. Как знать, может, он будет востребован в других случаях. В Госдуме обсуждается еще один вариант: вхождение региональных властей в капитал градообразующих предприятий, которым угрожает банкротство. Купив долю у неэффективного собственника, региональные власти должны за пару лет предприятие поднять и продать его собственнику эффективному.

Логика таких предложений ясна, но стара как Советский Союз: надо поддержать градообразующие предприятия, чтобы не отправить на улицу сотни и тысячи работников. При этом ясно, что денег у региональных властей нет и что государство как собственник неэффективно.

Почему мы с таким упорством хотим поддерживать предприятия, а не людей? В основе этого подхода лежит страх, что в случае неконтролируемого банкротства новый собственник может закрыть убыточное предприятие или перевести его в другое место. И тогда надо будет что-то делать с осиротевшим городом. В итоге консервируется старая советская географическая структура экономики, давно не отвечающая реальности. Во многих случаях это бессмысленная трата бюджетных средств – есть предприятия, которые могли существовать только в командной экономике и которые никогда не станут эффективными.

Работающий институт банкротства позволяет гибко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. Сразу, а не через два года пришедший эффективный собственник, даже закрыв предприятие, организует на его месте другой бизнес и займет жителей. Или построит бизнес в другом регионе, куда смогут поехать работать жители из этого, если будут мобильны, получат возможность переучиться и пособия на время вынужденного простоя. А если не захотят ехать – начнут свой микробизнес на доступные кредиты. Вот в организации таких возможностей должны участвовать региональные и федеральные власти.