Финансовый фронт: Спецнорматив для Сбербанка

По первому пункту у меня вопросов нет. Если ЦБ считает необходимым ужесточить требования – это в его силах, и я верю, что он может это воплотить. Самое интересное начинается со второго пункта. ЦБ готов ввести отдельные повышенные нормативы для Сбербанка, ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка? Я не ослышался? Надеюсь, ни у кого нет сомнений, что именно перечисленные банки входят в категорию toо big to fail.

Вчера в «Ведомостях» была опубликована статья первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева «Посткризисное развитие: дело не в буквах». Меня особенно воодушевило и заинтересовало подробное описание первоочередных мер по выходу из кризиса. Что предлагает Улюкаев? Четыре концептуальных подхода: 1) значительное повышение качественных и количественных требований к капиталу, ликвидности и резервам для снижения рисков; 2) вдобавок к первому пункту – повышенные требования к банкам, которые слишком велики, чтобы обанкротиться; 3) глобальная унификация финансовых законодательств; 4) пересмотр системы выплаты бонусов в финансовом секторе.

С точки зрения мировой финансовой системы эти предложения не являются новым словом – в той или иной мере все они входят в число самых обсуждаемых способов предотвращения будущих кризисов. Однако что нам Morgan Stanley или Bank of America? Давайте попробуем применить рецепты Улюкаева к нашей отечественной системе. Мы ведь тоже один из оплотов будущей глобальной финансовой системы!

Если серьезно, то это была бы настоящая революция на российском банковском рынке. Конечно, сразу возникает вопрос, кто еще подпадает под эту категорию. Наверное, пара-тройка иностранных «дочек» и столько же крупнейших частных банков. Если представить себе кумулятивный лоббистский потенциал, то закрадываются сомнения в реалистичности такого сценария. Но посмотрим, что будет дальше.

Третий пункт может показаться не важным для России. Если это пустая декларация, то так оно и есть. Но если это серьезное предложение, то я предлагаю обратить внимание на ФСФР и рынок ценных бумаг. Сейчас служба занята скорее созданием специальной финансовой зоны в границах РФ. Не говоря уже о таких «мелочах», как инсайд и манипуляции, которых у нас, если верить законам и статистике ФСФР, просто нет.

Ну и, наконец, четвертый пункт. Вроде нас это не касается: как ни крути, а бонусы российских руководителей коммерческих и особенно госбанков выглядят смешно на фоне заработков их коллег из США. Но на самом деле тут есть о чем задуматься в привязке ко второму пункту. Достаточно ли велики «Ренессанс капитал» и «Тройка диалог», чтобы попасть в категорию toо big to fail? В острый момент кризиса позиция государства по этому поводу была неочевидна. Хотя, на мой взгляд, обе компании однозначно являются системообразующими на российском рынке.