Финансовый фронт: Спецнорматив для Сбербанка


Вчера в «Ведомостях» была опубликована статья первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева «Посткризисное развитие: дело не в буквах». Меня особенно воодушевило и заинтересовало подробное описание первоочередных мер по выходу из кризиса. Что предлагает Улюкаев? Четыре концептуальных подхода: 1) значительное повышение качественных и количественных требований к капиталу, ликвидности и резервам для снижения рисков; 2) вдобавок к первому пункту – повышенные требования к банкам, которые слишком велики, чтобы обанкротиться; 3) глобальная унификация финансовых законодательств; 4) пересмотр системы выплаты бонусов в финансовом секторе.

С точки зрения мировой финансовой системы эти предложения не являются новым словом – в той или иной мере все они входят в число самых обсуждаемых способов предотвращения будущих кризисов. Однако что нам Morgan Stanley или Bank of America? Давайте попробуем применить рецепты Улюкаева к нашей отечественной системе. Мы ведь тоже один из оплотов будущей глобальной финансовой системы!

По первому пункту у меня вопросов нет. Если ЦБ считает необходимым ужесточить требования – это в его силах, и я верю, что он может это воплотить. Самое интересное начинается со второго пункта. ЦБ готов ввести отдельные повышенные нормативы для Сбербанка, ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка? Я не ослышался? Надеюсь, ни у кого нет сомнений, что именно перечисленные банки входят в категорию toо big to fail.

Если серьезно, то это была бы настоящая революция на российском банковском рынке. Конечно, сразу возникает вопрос, кто еще подпадает под эту категорию. Наверное, пара-тройка иностранных «дочек» и столько же крупнейших частных банков. Если представить себе кумулятивный лоббистский потенциал, то закрадываются сомнения в реалистичности такого сценария. Но посмотрим, что будет дальше.

Третий пункт может показаться не важным для России. Если это пустая декларация, то так оно и есть. Но если это серьезное предложение, то я предлагаю обратить внимание на ФСФР и рынок ценных бумаг. Сейчас служба занята скорее созданием специальной финансовой зоны в границах РФ. Не говоря уже о таких «мелочах», как инсайд и манипуляции, которых у нас, если верить законам и статистике ФСФР, просто нет.

Ну и, наконец, четвертый пункт. Вроде нас это не касается: как ни крути, а бонусы российских руководителей коммерческих и особенно госбанков выглядят смешно на фоне заработков их коллег из США. Но на самом деле тут есть о чем задуматься в привязке ко второму пункту. Достаточно ли велики «Ренессанс капитал» и «Тройка диалог», чтобы попасть в категорию toо big to fail? В острый момент кризиса позиция государства по этому поводу была неочевидна. Хотя, на мой взгляд, обе компании однозначно являются системообразующими на российском рынке.