Слесарь Витя и водопроводчик Джо

В мире много премьеров и президентов, очень много слесарей и еще больше наручных часов (должно быть, по крайней мере). И когда российский премьер Путин дарит российскому слесарю Виктору (которого, по условиям задачи, видит впервые) свои часы Blancpain, можно начать вспоминать, какие премьеры (президенты) рабочим (служащим, колхозникам) какой специальности какие часы (и не только часы) дарили. Со стороны премьеров (президентов) это нормальный жест, иногда подготовленный, иногда спонтанный, как правило - выигрышный с точки зрения пиара.

А как это выглядит со стороны рабочих (служащих, колхозников)? Слесарь тульского военного завода "Конструкторское бюро приборов" Виктор Загаевский, судя по всем репортажам, в ходе визита Путина сам попросил его подарить что-нибудь, на память. Он, в общем-то, не виноват, что, кроме часов, ничего "съемного" в это момент на Путине не заметил. Предыдущий вопрос о пенсии для военных моряков Виктора не очень волновал, потому что ответа на него он не стал даже дожидаться. Виктор сделал неплохой ход: часы стоят, по словам Путина, около $6000, а по разысканиям журналистов, до $11000.

Мне тут вспомнился прославившийся в ходе президентских выборов в США водопроводчик Джо - как раз потому, что он на встрече с лидирующим кандидатом так же явственно обозначил свои желания. Джо (Сэмюэл Джозеф Вюльцербахер) заявил Бараку Обаме, что налоговая реформа, которую последний предлагает, сделает мечту Джо о малом бизнесе несбыточной. Обама и Маккейн потом долго мусолили имя Джо в дебатах, Маккейну, как известно, это ничего не дало, а Джо, поругав того и другого, теперь участвует в движении "чаепитий" - акций против финансовой политики Обамы.

Велико искушение вспомнить тут о традиционном патернализме русского народа: ведь вот он, символ! Слесарь выпрашивает у премьера часы. Хорошо не еду.

А американский сантехник, сытый и наверняка с часами, выступает с открытой критикой кандидата в президенты, а потом и президента. Вот она, свобода, вот она, независимость, вот она, демократия, и вот она, американская, чтоб ее, мечта. 

На самом деле все проще, наверное, лучше, но все равно не в нашу пользу.

Вряд ли стоит подозревать слесаря Витю в корысти. Он просто хотел получить что-то на память. Его просьба была проявлением любви (уважения, почитания) к правителю, а вернее - к поп-звезде из телевизора, каковыми в России являются сейчас, в частности, два действующих политика, премьер и президент. Подаренные часы - это единственная и случайная точка соприкосновения премьера и слесаря, которая ничего не изменит в жизни того и другого. Рискну утвержать, что для Виктора, в нынешних условиях, это хорошо. Не знаю как для Владимира. 

Водопроводчика Джо можно подозревать в ангажированности Маккейном - но какая же это прекрасная по сути возможность. Возможность борьбы на выборах между реальными сильными противниками.

Можно подозревать Джо и в желании сделать собственную карьеру, оттолкнувшись от минутной славы простого человека, лично покритиковавшего будущего президента. А можно увидеть в этом опять же некую возможность, которая в России практически не представима.