Товарищеские матчи

18 Марта 2009 г. главой города Ноябрьск (Ямало-Ненецкий округ) был избран гендиректор ООО «Газпром Добыча Ноябрьск» Анатолий Крылосов. Мэр в Ноябрьске выбирается городской думой, пятый созыв ее был сформирован на выборах 1 марта. До первого заседания думы на пост мэра претендовал также замдиректора ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Владислав Кузнецов, но его кандидатура выдвинута не была.

Говорят, люди из «Газпромнефти» потом на полном серьезе сокрушались: наш, наш был мэр, но нас предали двое депутатов. На выборах в моногороде Ноябрьск была реальная жесткая конкуренция: кандидат от «Газпрома» против кандидата от «Газпромнефти». Предвыборная кампания с бюджетом и технологами от «Газпрома» и такая же – от «Газпромнефти». Поскольку выборы не прямые - надо было провести нужных депутатов в думу, а потом еще договариваться с ненужными.

С одной стороны, нонсенс: два подразделения одной в сущности компании («Газпрома») тратят деньги и бьются друг с другом в публичной (ну почти) политической процедуре выборов мэра. С другой стороны – ведь конкуренция же, а? Демократия, разве нет? Ну криво повязанная, ну не в лучших образцах.

Похоже, примерно так видят выборы президента в 2012 г. активные сторонники Дмитрия Медведева. Пусть оба кандидата «одной крови» (а в каком-то смысле оба еще и от «Газпрома»), а все ж их двое. Не один. Значит, конкуренция теоретически возможна.

Да, призыв Юргенса к конкуренции между Путиным и Медведевым оскорбляет нежную душу настоящего либерала, но он хотя бы отражает социологическую реальность – рейтинги этих двоих близки и высоки, рядом никто не стоит.

Отражает ли реальность политическую? Сейчас точно нет. И наверняка не будет отражать к выборам, когда бы они ни состоялись.

Но здесь надо отметить информационную ценность самого проекта «тандем». Как бы эксперты ни сомневались в самостоятельности Медведева, она существует в телевизоре – и, значит, в мозгу у среднестатистического избирателя. В телевизоре и в мозгу – двое.

Для того чтобы проект «тандем» гладко завершить, как минимум нужен еще какой-то проект. «Трое». Или «снова один». Или «обратный маневр». Демиургу Путину потребуется новый проект, даже если он решит уйти от формального соблюдения демократических процедур. А формальное следование процедурам, на которое он сознательно пошел в 2008 г., только увеличивает демократические обязательства и демократические издержки. Например, сейчас приходится терпеть публичную дискуссию о соперничестве.

То, что вокруг образа Медведева начинает формироваться «команда болельщиков», тоже полезно. В каком-то смысле может оказаться неважным, какой он, Медведев, и есть ли он вообще, если «команда болельщиков» институализируется в достаточной степени. По крайней мере есть возможность для тренировок.