Рейтинг Путина - следствие самодовольства россиян

Так называемый «рейтинг Путина» 10 лет простоял и все стоит. Не культ ли это, спрашивают люди, тем более что отсылки к сталинским временам мелькают все чаще, а на тестовый вопрос насчет «сильной руки» 40% отвечают, что «нашему народу она нужна постоянно», и еще 31% добавляют, что именно сейчас надо «сосредоточить всю полноту власти в одних руках». Да и за то, чтобы закрутить гайки, выступает хоть и меньшинство, но солидное – 37% (против 48%). Самое время спросить: «Как вы считаете, существует ли в России культ личности Владимира Путина?» «Никаких признаков такого культа нет», отвечают 38%. Но более четверти граждан отмечают, что хотя культа Путина еще нет, но «предпосылок для него все больше». А 23% находят, что «все его признаки уже налицо». В отдельных слоях и группах тревожатся еще сильнее.

То, что у нас получило название «культ личности», не есть ни следствие амбиций вождя, ни выражение эмоций народа, хотя и то и другое нужно в качестве предпосылок. Культ личности лидера – это средство, которым пользуется элита, чтобы манипулировать как лидером, так и народом. Средство, опасное для всех, для элит в том числе: те, кто культ создает, часто не успевают им попользоваться. К тому же известна особенность всеобщей любви к вождю. Как только любовь становится принудительной – а она непременно становится, – на всех этажах общества начинает закипать ищущая объекта ненависть. Это не причина, но предпосылка насилия/террора, который тоже оказывается средством «решения вопросов». Средством еще более роковым – для элит в первую очередь.

Когда нет сильных демократических институтов, ограждающих общество от сползания в эту воронку всеобщей любви/ненависти, остается надеяться на здравомыслие всех участников ситуации – вождей, элит, публики. У последней признаки трезвого взгляда есть. На вопрос «Интересы каких слоев выражает В. Путин?» самый частый ответ и в начале его карьеры на высших постах, и теперь – «силовиков» (27%). Еще 24% ответов – «своего ближайшего окружения», «госчиновников, бюрократии», 22% называют «олигархов». «Простых людей – рабочих и служащих» вспоминают 21%, но среди самих рабочих и служащих так говорят еще реже.

А вот и народные оценки путинского «тучного» 10-летия. Что «благосостояние большинства российских граждан» за последние 10 лет улучшилось, заявляют 29% (40% богатых, но только 21% бедных), а о том, что ухудшилось, – 45% (в том числе 30% богатых и 63% бедных). «Разрыв между богатыми и бедными» вырос за эти годы – это общее мнение 72% богатых и 80% бедных. Да и с финансовым кризисом правительство справляется «средне» (56%) или «плохо» (32%), «хорошо» – 8%. Так что если деятельность главы этого правительства сейчас «одобряют в целом» 78%, значит, рейтинг – это не хвала вождю за заботу о нас. Это не культ вождя. А кого же? Нас самих. Мы себя одобряем «в целом», несмотря ни на что. Вот это признак эпохи.