Почему кредиторы UC Rusal мирятся с $10-миллионой зарплатой Олега Дерипаски

Столько заработает в следующем году гендиректор UC Rusal Олег Дерипаска. В худшем случае. Помимо фиксированной части зарплаты Дерипаска может получить и премиальные. В компании будет действовать краткосрочная и долгосрочная система стимулирования менеджмента, что может принести гендиректору до $20 млн в год наличными и неопределенную сумму акциями.

Зарплату российского олигарха иначе как очень большой не назовешь. По крайней мере, по западным стандартам. Например, в прошлом году зарплата гендиректора Rio Tinto Тома Албанеса составляла $1,6 млн (всего он получил $3,6 млн), а гендиректора BHP Billiton Мариуса Клопперса – $2 млн (полная компенсация – $10,4 млн). В 2008 г., по данным журнала Forbes, больше $30 млн заработало лишь 35 руководителей американских компаний. Из них только у двоих фиксированная часть зарплаты превысила $3 млн, а у большинства она попадала в диапазон от $1 млн до $1,5 млн.

По российским стандартам зарплата Дерипаски, полагаю, тоже немаленькая. Однако сделать корректные сравнения гораздо сложнее: наши компании рассказывают о заработках своих боссов крайне неохотно – зачастую приводятся агрегированные данные о выплатах всем топ-менеджерам.

Замгендиректора UC Rusal Олег Мухаметшин утверждает, что кредиторы компании (а долгов у нее, напомню, $14,9 млрд) хотят сохранить Дерипаску на его посту. «Нынешний гендиректор имеет почти семнадцатилетний опыт, и кредиторы счастливы, что он останется, – цитирует Мухаметшина Bloomberg. – Это обсуждалось с кредиторами, и они с радостью поддерживают компенсационный пакет, который был одобрен советом директоров».

Зачем Дерипаске $10 млн, я не понимаю. Не думаю, что эти деньги играют для него существенную роль. По оценке все того же Forbes, Дерипаска с $3,5 млрд личного состояния входит в десятку самых богатых людей России. В такой ситуации назначить себе запредельную зарплату (или даже согласиться на нее) в собственной публичной компании, отягощенной гигантскими долгами, – это все равно что без повода дразнить гусей и одновременно лишить себя возможности красивого жеста в виде зарплаты в 1 гонконгский доллар.

С другой стороны, $10 млн лишними не бывают. «Все сокращают издержки, в том числе и я. Да у меня и личного времени не осталось, я все время на работе. Работаю по 16 часов в сутки», – рассказывал бизнесмен прошлой осенью. Тогда же он подтвердил, что из-за кризиса даже остановил ремонт своего дома.