Google в Китае не проявила корпоративный героизм, а сделала себе грамотный пиар

Американская суперкомпания Google возмущена попыткой неизвестных хакеров, похожих на известные китайские спецслужбы, проникнуть в почтовые тайны китайских борцов за права человека и в знак протеста отказывается от самоцензуры, даже если после этого ей придется покинуть китайский рынок (см. стр. 1). Звучит гордо. «Пейдж и Брин спешат на помощь. Китайским борцам за права человека» – под таким заголовком эту новость можно публиковать в российской газете. Почему я не китаец? Назвал бы статью «Конец заокеанских гугловодов» (жалко даже: заголовок пропадает – настоящий правдинский).

Впрочем, посмотреть на эту историю стоит более внимательно. Прежде всего: что это за страшная атака такая, в результате которой злоумышленникам удалось похитить два (!) аккаунта Gmail, причем тексты писем все равно остались им недоступны? Они что, дети? Нет, в том же заявлении Google по итогам расследования указано, что злоумышленники имеют постоянный доступ к аккаунтам десятков пользователей Google, связанных с правозащитной деятельностью в Китае. Компания подчеркивает, что она тут ни при чем: это на компьютерах правозащитников что-то такое подглядывающее установлено. Зачем тогда атака? И что, мало атак на Google?

Дальше. Те, кто не следит за Google специально, скорее всего помнят только, что американцы, выходя на китайский рынок с Google, согласились на цензуру: демократия, руководствуясь логикой бизнеса, пошла, так сказать, на уступки тоталитаризму. Уступка была, но другая. Китайцы и до появления Google пользовались Google на их родном языке. И результаты поиска подвергались цензуре. Но цензором выступали китайские провайдеры, из-за чего поиск работал плохо и медленно. В результате Google уступала рынок китайскому поисковику Baidu. И американцы предложили: раз уж вы такие медленные, давайте мы сами. Китайцы согласились. Что случилось сейчас, если не брать в расчет странную атаку, непонятно.

Наконец, никуда Google из Китая пока не уходит. Компания всего лишь сообщила, что больше не хочет подвергать результаты поиска цензуре, и в ближайшие недели обсудит с китайским правительством, как, соблюдая закон, в Китае можно без нее обойтись (понимая, что может и не договориться).

Что же все это значит? В корпоративный героизм – взять и самой себе отрезать долю рынка – я не верю. В то, что Google отчаялась победить Baidu и решила хлопнуть дверью, – тоже (не похоже на акулу капитализма). Политика? Госдеп вон уже потребовал от китайцев объяснений. Шут его знает. В общем, следите за пиаром.