"Газпром" бежит из России

Премьер-министр и председатель комиссии по иностранным инвестициям Владимир Путин часто жалуется, что иностранные инвесторы не хотят идти в Россию. Правительство намерено исправить ситуацию и готовит предложения по улучшению инвестиционного климата. Но что говорить об иностранцах, если даже любимая компания Путина – «Газпром» бежит из России. Судя по всему, монополия окончательно разочаровалась в российском рынке и сделала ставку на Европу, Азию и США. «Газпром» сам признался в этом инвесторам: из его презентации ко Дню инвестора следует, что в ближайшие 20 лет Россия перестанет быть крупнейшим рынком сбыта для «Газпрома». К 2030 г. концерн планирует на треть увеличить продажи газа – до 710–765 млрд куб. м, но весь новый газ будет продан на экспорт. Руководство концерна считает, что весь прирост спроса на внутреннем рынке должны удовлетворить независимые производители. В результате их доля на внутреннем рынке должна вырасти до 33–40% (против 27% в 2008 г.), следует из презентации. Зато поставки «Газпрома» в Европу, Азию и США к 2030 г. должны удвоиться – до 320–345 млрд куб. м газа в год.

На поставках российским потребителям много не заработаешь, объясняют менеджеры концерна. Экспорт всегда приносил «Газпрому» основные доходы: цена на газ на внутреннем рынке в прошлом году, например, была в пять раз меньше европейской. Правда, чиновники уже несколько лет обещают «Газпрому», что с 2011 г. продажи на российском рынке будут обеспечивать ту же доходность, что и в Европе, но из-за кризиса этот срок сдвинулся на 2014 г. И нет гарантий, что не сдвинется снова, хотя российские цены и правда растут ускоренными темпами, отмечает менеджер компании.

Времена, когда «Газпром» брал кредиты, чтобы пенсионерам вовремя заплатили пенсии, давно канули в Лету, сегодня госкомпания открещивается от убыточных социальных проектов. Но стать по-настоящему рыночной у нее все равно пока не получается: странные поручительства, непрозрачный механизм отбора подрядчиков, непрофильные траты, газовые посредники и новогодние конфликты с Украиной. Все это скорее характерно для госструктуры, а не для публичной компании, заинтересованной в росте капитализации и хорошей репутации. Главное, чтобы «пережитки прошлого» не помешали «Газпрому» реализовывать оптимистичные планы по завоеванию внешнего рынка.