Управленцы важнее денег и технологий

Президент Дмитрий Медведев поручил правительству подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона, направленного на оптимизацию миграционного режима для приглашения на работу иностранных граждан организациями, реализующими инвестиционные, научные, высокотехнологичные проекты на территории Российской Федерации. Почему это так важно? Как показывают различные исследования, привлечение высококвалифицированных специалистов вносит важный вклад в рост производительности труда. Более того, иностранные специалисты не менее важны, чем инвестиции из-за рубежа.

Одна из главнейших причин низкого уровня ВВП в России – отставание от развитых стран по производительности труда и капитала. По оценкам российской консультационной компании Strategy Partners, средний уровень производительности труда по экономике в целом – 17% от уровня США. Самый низкий показатель в машиностроении – 6%, а самый высокий – в добыче природных ресурсов – 22%. Консультационная компания McKinsey изучила более детальные данные по пяти отраслям. По определению выборка McKinsey смещена в сторону более эффективных компаний. Тем не менее и по их данным, производительность в производстве стали составляет 33% от уровня США, в розничной торговле – 31%, в розничных банках – 21%, в производстве электричества – 25%. Оказывается, что самым важным фактором отставания являются неэффективные бизнес-процессы, а вовсе не устаревшее оборудование или технологические процессы. Плохое управление в полтора раза более важно, чем устаревшее оборудование.

Быть может, не стоит доверять результатам консалтинговых компаний, которым выгодно твердить о том, как важно улучшать качество управления предприятиями? Посмотрим на другие исследования. Стэнфордский экономист Ник Блум и его соавторы опрашивают тысячи средних предприятий в США, Европе и Азии (с недавних пор – и в переходных экономиках) и измеряют качество менеджмента компаний по пятибалльной шкале. Их оценки показывают, что улучшение качества менеджмента компаний на 1 балл повышает производительность труда на 25% – и в этом смысле эквивалентно увеличению капитала на 65%.

Одним из лучших способов повышения качества менеджмента в развивающихся странах традиционно является приглашение иностранных менеджеров. В России, правда, бытует мнение, что иностранные специалисты не лучше российских, а вот стоят дорого. Вспомним недавний бестселлер «Духless», в котором главный герой откровенно смеется над французским финансовым менеджером Гарридо: «Экспаты... В большинстве своем это международные аферисты или обыкновенные неудачники... Понятно, что человек, востребованный у себя на родине, никогда не покинет ее для занятия бизнесом за ее пределами». Американские экономисты Ариэль Бурстейн и Алекс Монге дают количественную оценку роли иностранных менеджеров. По их подсчетам, снятие барьеров в привлечении иностранных менеджеров приводит к увеличению ВВП на 12% – намного большему, чем увеличение ВВП от притока зарубежных инвестиций.

Приглашение иностранных специалистов для модернизационного рывка не новое явление для России.

Вспомним столь любимый ныне пример индустриализации Советского Союза начала 30-х гг. Российский историк Борис Шпотов напоминает, что в 1930-е гг. именно импорт западных технологий помог поднять промышленность и создать новые отрасли. Получение западных технологий в годы первой и второй пятилеток по своему значению сравнимо с лендлизом в годы Второй мировой войны или планом Маршалла для Западной Европы после войны, считает историк. Многие гиганты советской индустрии были спроектированы и построены при помощи иностранных специалистов: Магнитогорский металлургический комбинат, автозаводы АМО-ЗиЛ и АЗЛК, Сталинградский тракторный завод. ДнепроГЭС был построен по советскому проекту, но при участии консультантов из американской Cooper Engineering и немецкой Siemens. Архитектурно-строительная фирма Альберта Кана была главным консультантом по промышленному строительству и спроектировала для СССР несколько сотен промышленных объектов. В начале 30-х гг. в СССР проживало около 20 000 работающих иностранцев, а вместе с членами их семей – 35 000. В июне 1944 г. Сталин в беседе с председателем торговой палаты США Эриком Джонстоном заявил: «[Советские люди] многому научились у американцев. Американский опыт был использован при создании советской промышленности».

В 1927 г. Сталин писал Серго Орджоникидзе: «Относительно рационализации ты прав от начала до конца. Нам непременно потребуется командировка отсюда инженеров и вообще работников в Америку и Германию. Скупиться на это дело грешно и преступно <...> Без этого ничего не выйдет».

Cейчас в России работает около 150 000 иностранных специалистов. И они сами, и их работодатели считают иммиграционное законодательство значительным препятствием для привлечения иностранцев. «Зачастую в территориальных управлениях имеющих отношение к миграции ведомств к высококлассным инженерам относятся так же, как к каменщикам и бетонщикам из Средней Азии <...> Из-за бюрократизма у многих просто пропадает всякая охота работать в нашей стране», – говорит первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин.

Дело не только в разрешениях на работу. В России качество жизни не соответствует ее стоимости. Москва занимает лишь 69-е место среди крупных городов мира по качеству жизни, но третье место по стоимости жизни для иностранцев. Неудивительно, что иностранные специалисты в России обходятся компаниям очень дорого. По оценкам банка HSBC, изучившего 3100 экспатов в 26 странах, 40% иностранных специалистов зарабатывают свыше $200 000 в год, а 30% – свыше $250 000. Россия занимает первое место (из 26 стран в опросе) по заработной плате экспатов, но 24-е место по качеству жизни (уровень медицинского обслуживания – на 25-м месте, легкость устройства детей в школы – на 26-м). Российскому правительству вряд ли удастся быстро улучшить школы и больницы, но значительно облегчить получение виз – вполне по силам.

Вместо советского лозунга «Догнать и перегнать Америку» мы сейчас слышим от российского правительства модные термины «инновационная долина» или «омбудсмен по инвестициям». Создать инновационную экономику или привлечь инвестиции в Россию с ее политическими рисками намного сложнее, чем изменить иммиграционное законодательство. Если барьеры для въезда иностранцев будут снижены, Россия сможет лучше конкурировать за самую талантливую и образованную часть населения мира. Приезд таких людей сам по себе повысит инвестиционную привлекательность России. Но такие специалисты могут себе позволить быть «капризными». Если для получения визы в Россию приходится стоять в очереди и выслушивать грубости сотрудника посольства, то менеджер-космополит предпочтет поехать в Индию, Китай, Австралию или Канаду.