Власти обещают "конвейерный" выпуск инноваций

Во время визита в Томск Дмитрий Медведев внес в целевой фонд Томского политехнического университета (ТПУ) месячную зарплату. Это были первые деньги фонда, открытого в канун Татьянина дня. Примеру президента обещал последовать вице-премьер Алексей Кудрин, который кроме ТПУ поддержит и родной Санкт-Петербургский университет. По словам Кудрина, президент рекомендовал сделать то же самое и всем предпринимателям – участникам совещания. Можно надеяться, что полтора десятка крупных бизнесменов поддержат полтора десятка вузов в размере месячной зарплаты или месячного дохода. Также мы вправе ждать активности от министров и членов администрации президента.

Эта история лучше всего характеризует нынешний запрос государства на инновации: нужны инновации ради инноваций, без плана и системы. Государство пытается применить комплекс мер, включающий работу институтов развития, «понуждение» бизнеса к инновациям, введение новых стандартов, создание налоговых условий для инноваторов. Самая свежая идея – создание территориально обособленного «иннограда» – аналога американской Кремниевой долины (см. интервью Владислава Суркова во вчерашнем номере «Ведомостей»). Власти предпочитают идти сразу по всем направлениям, распыляя ресурсы.

Работа институтов развития, в первую очередь госкорпораций «Роснано» и Банка развития, Российской венчурной компании, уже подверглась серьезной критике на уровне президента и на заседаниях комиссии по модернизации. Нет новостей о прорывах в деятельности государственного инвестфонда и региональных венчурных фондов госкорпораций.

«Понуждение» бизнеса к инновациям не лишено логики просто потому, что половина бизнеса в стране – государственная. Посчитав расходы на НИОКР в крупнейших госкомпаниях, инновационные комиссары ужаснулись их низкому уровню и решили ввести соответствующие обязательные корпоративные программы, а также установить «нормативы» расходов на НИОКР отдельно для каждой госкомпании. Впрочем, рассматривается вариант, при котором нормативы появятся и для частных компаний – тут с логикой хуже.

Налоговый режим для инноваторов на бумаге облегчен и будет облегчен еще. У инновационных компаний была льгота по ЕСН – они платили 14% вместо 26%. Минфин обещает продлить эту льготу и при реформе соцналога – страховые выплаты сохранятся на уровне 14%, а круг льготников расширится.

Правда, пока четких критериев инновационности компании или продукта не существует, в результате круг получателей этой льготы невелик.

У инноваторов есть ускоренная амортизация, льготы по НДС при экспорте, возможность включать в себестоимость затраты на НИОКР (коэффициент 1,5). Но проблемы с администрированием НДС, возможность получить иск от ФНС за якобы незаконное использование коэффициента 1,5 и вообще проблемы общения с налоговиками резко снижают число желающих воспользоваться этими преференциями.

Существует масса других барьеров: в сертификации и техрегулировании, предоставлении гарантий по инфраструктурному обеспечению и т. д.

Можно предположить, что правительство начнет с этими барьерами бороться, пытаясь создать некий «отраслевой рай» для инноваторов. Но чем «инновационная долина» по сути будет отличаться от тех же ОЭЗ, влачащих жалкое существование? Важно также, что предложений по развитию инноваций, и в том числе по строительству «иннограда», государство ждет от сырьевых олигархов, т. е., скорее всего, это просьба о деньгах.

Сурков говорит, что спрос на инновации способно обеспечить только государство. Но инновации – это идеи, которые дают конкурентное преимущество на рынке, а не в уплате налогов.

Пока же для президента и правительства инновации – некая самоценная вещь, не зависящая от рынка и потребителя. Отсюда планы конвейерного «выпуска инновационной продукции». Таинственный «государственный спрос», видимо, найдет этому «выпуску» применение.