Сокращение бюджета: что будем резать?

О том, от каких расходов Россия может позволить себе избавиться, говорят Сергей Алексашенко, Борис Кашин, Галина Курляндская и Владимир Милов.

Никаких авантюристических инвестиций в мегапрожекты типа "Сколково" быть не должно. Увеличивать нужно финансирование науки, здравоохранения, образования, но это никак не связано со "Сколково". Эти расходы росли медленнее в последние годы, чем расходы по статье «национальная экономика» (что является результатом огосударствления экономики в последние годы). Нужно не столько увеличивать, сколько оптимизировать расходы на армию –

В течение ближайших пяти лет правительству придется сократить расходы российской бюджетной системы на 20%, сообщил министр финансов Алексей Кудрин, выступая на конференции в Высшей школе экономики.

От каких расходов Россия может позволить себе избавиться?

Мнения Сергея Алексашенко, Бориса Кашина, Галины Курляндской, Владимира Милова.

Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ:

Мы, конечно, можем сократить некоторые расходы, и страна может этого не почувствовать. Но мне кажется, что гораздо важнее сегодня добиться того, что бюджетные деньги не будут воровать, не будет откатов, не будет коррупции. Хорошо известно, что при реализации разных проектов норма отката может доходить до 50%, поэтому, если вы в состоянии побороться с коррупцией, откатами и воровством, соответственно, можно и расходы бюджета сократить где-то на 50%. Сокращать надо коррупцию и воровство - тогда все остальное будет в порядке.

Борис Кашин, член фракции Коммунистической партии РФ в Госдуме:

В регионах вся инфраструктура и социальная сфера находятся на грани коллапса, поэтому что-то сокращать – это преступление. Есть масса ключевых позиций, в которых мы и так дошли до критической черты. Поэтому никуда не деться от реализации идеи КПРФ о введении прогрессивного налога на доходы, введении налога на наследство, ну и повышения доходов бюджета за счет национализации. Еще недавно эти идеи казались многим абстрактными. Но всю предыдущую неделю я провел в Вологодской области и пришел к выводу, что сегодня эти идеи необходимо воплощать в жизнь.

Галина Курляндская, директор Центра фискальной политики:

Наш бюджет - это политический документ. В каждой стране бюджет имеет свой размер, есть свой набор публичных услуг, которые оплачиваются из бюджета. Это политическое решение. Есть, безусловно, услуги общественного пользования, которые невозможно оплатить из кармана потребителя. Это услуги правоохранительных органов, оборона, освещение улиц... За исключением такого рода услуг теоретически все остальные услуги могут быть оплачены потребителем, если ему это нужно. Минимальный бюджет - это только услуги коллективного пользования. А все остальное - дело политики.

Владимир Милов, член федерального политсовета объединенного демократического движения «Солидарность»:

например, больше закупать современных вооружений.

Еще одна проблема - это централизация налогов в пользу федерального центра, которая была проведена с подачи Кудрина лет 6-7 назад. Она способствовала тому, что у федерального бюджета слишком много обязательств по помощи регионам, потому что их собственные бюджеты не в состоянии финансировать те обязательства, которые в регионах есть. Нужно опять перераспределять налоги от центра к регионам примерно до соотношения 50:50. Тогда у федерального бюджета не будет такой огромной потребности в финансовой помощи регионам.