Уроки кризиса для России и Бразилии

Новая Великая депрессия тяжело ударила по крупным странам со средним уровнем доходов, в том числе и по Бразилии. Однако принятие грамотных антикризисных мер помогло смягчить удар, хотя все и опасались худшего. Распространение кризиса в стране шло по трем направлениям: через торговлю, «внезапную приостановку» кредитования, а также путем сильной коррекции запасов материальных оборотных средств. Но в ответ был принят пакет антикризисных мер по стимулированию экономики, включавший монетарные, бюджетные и квазифискальные меры, что оказалось довольно эффективным. С учетом того, что бразильские банки в меньшей степени, чем банки многих других стран, подвержены накоплению в своих портфелях плохих активов, подобный «тройной шок» не привел к процессу длительного сокращения кредитования предприятий частного сектора. Фактически вскоре после замораживания финансирования кредитные потоки вернулись в экономику и поддержали ее восстановление в тот момент, когда это было более всего необходимо.

Бразилия, как и Россия, – это крупная страна, богатая природными ресурсами, однако ее экономический рост обеспечивается не только за счет природных ресурсов. Среди других важных факторов экономического роста в Бразилии – улучшение качества деловой среды на протяжении последнего десятилетия, использование возобновляемых видов энергии, современное сельское хозяйство, а также внутренний спрос, который сформировался по мере роста доходов населения, находившегося в нижней части социальной пирамиды.

Однако в долгосрочной перспективе Бразилии еще предстоит решить ряд важных проблем. Стране необходимо усилить роль науки и укрепить конкурентоспособность. Во внутренней политике нельзя забывать о необходимости повышения мобильности населения, а также дальнейшего сокращения уровня бедности. Последнее важно не только с социальной и моральной точек зрения, но и для формирования внутреннего спроса. Он особенно важен для крупных стран со средним уровнем доходов, где потребление может стать одним из главных двигателей роста, учитывая перспективы медленного роста передовых экономик в ближайшие годы.

Итак, каковы уроки настоящего кризиса, которые могут представлять особый интерес для политиков в крупных странах со средним уровнем доходов – таких, как Бразилия и Россия?

Во-первых, кризис вернул бюджетной политике ее важное значение в качестве инструмента макроэкономической стабилизации. И в Бразилии, и в России до возникновения кризиса проводилась устойчивая бюджетная политика, что позволило им ввести дискреционные антикризисные меры по стимулированию экономик без существенного увеличения отношения государственного долга к ВВП. В отсутствие данных мер воздействие кризиса на экономику в Бразилии и России могло бы стать гораздо более глубоким.

Во-вторых, основные элементы традиционного консенсуса по макроэкономической политике остаются в силе: преимущества от низкого уровня инфляции, устойчивого уровня долга, а также низкого уровня безработицы. Однако кризис показал, что при принятии решений необходимо придерживаться более взвешенной макроэкономической политики в области финансового сектора, принимая во внимание такие явления, как движение цен на финансовые активы, кредитный бум, соотношение собственных и заемных средств частных предприятий, нарастание системных рисков в частном секторе. Кроме того, потребуется усиленное внимание к изменениям, происходящим в финансовом секторе, – наряду с укреплением функций надзора и регулирования – и их последствиям для макроэкономики.

В-третьих, социальное воздействие резкого замедления роста или сокращения реального ВВП в странах с формирующимися экономиками преимущественно распространялось за счет сокращения занятости и снижения заработной платы. Кризис выявил важность поддержания уровня доходов социально уязвимых групп населения путем расширения масштаба программ социальной помощи, а также, возможно, поддержания занятости и трудовых доходов, включая внедрение грамотно выстроенных активных программ по поддержке рынка труда. В посткризисных условиях необходимо повышать адресную направленность существующих программ социальной помощи, а также совершенствовать существующие автоматические стабилизаторы – такие, как, например, страхование на случай безработицы.

В-четвертых, в посткризисном мире, по всей вероятности, усилится конкуренция на фоне снижения цен на основные сырьевые товары и сокращения потоков капитала по сравнению с докризисным периодом, что потребует от стран более активных действий по улучшению своего инвестиционного климата. Полагаю, что это особенно актуально для России, которой необходимо расширять сектор малого и среднего предпринимательства и увеличивать объемы внутренних и иностранных инвестиций для ликвидации серьезных инфраструктурных пробелов и формирования основы для более устойчивого роста в долгосрочной перспективе. Результаты последних обследований показывают, что российские предприятия считают инфраструктурные проблемы и наличие соответствующей профессиональной квалификации у работников одними из основных препятствий для расширения своей деятельности.

Наконец, кризис дал всем странам возможность переосмыслить существующие модели экономического роста, опирающиеся на допущения высокого уровня цен на сырьевые товары и притока капитала, с целью формирования более эффективного государственного сектора, устойчивого к потрясениям финансового сектора и более диверсифицированной экономики, которые в меньшей степени подвержены кризисам и потрясениям. Такое переосмысление, по-видимому, приведет к приданию большей роли внутреннему спросу как двигателю роста, а также к пониманию важности проведения нового поколения структурных реформ, позволяющих раскрыть потенциал роста производительности, развития инноваций, повышения открытости и обеспечения экономического роста на более широкой основе. Очень важно не забывать об уроках кризиса, когда жизнь неизбежно снова войдет в привычную колею.