Британские выборы пройдут с интригой

О возможной конфигурации власти после них рассказывают политологи Алексей Макаркин и Андрей Куликов.

Выборы в Великобритании политологи называют необычными: существует сразу несколько равновероятных вариантов развития событий. СМИ и инвесторы делают ставки на консерваторов. Однако позиции лейбористов и либерал-демократов нельзя назвать слабыми. По данным последних опросов, треть британцев еще не определились с выбором. Ситуация осложняется еще и тем, что выборы проводятся в один тур, по итогам которого страна рискует получить слабый «подвешенный» парламент, если одна из трех партий так и не наберет большинства.

Комментирует заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин:

Проблема в том, что британские выборы — мажоритарные. Это значит, что побеждает кандидат, получивший в своем округе даже незначительное большинство. Однотуровое мажоритарное голосование при двух партиях — это нормально (как, например, в Америке с устоявшейся двухпартийной системой). Но та же система при трех партиях, которые имеют сопоставимые показатели, — здесь начинается интрига. Проблема в том, что у британцев существует третья альтернатива — либерал-демократы во главе с Ником Клеггом, который очень понравился избирателям.

Ситуация необычная: в классической двухпартийной системе резко усилилась позиция третьей партии. Выиграть она, конечно, не может, но она может отнять абсолютное большинство. Если будет «подвешенный» парламент, либерал-демократы будут скорее всего объединяться в коалицию с лейбористами, но только на том условии, что Гордон Браун больше не сможет оказывать на партию никакого влияния.

Комментирует старший научный сотрудник Центра британских исследований Андрей Куликов:

Наиболее вероятно, что победят консерваторы, но они не наберут достаточно голосов, чтобы сформировать большинство в парламенте. Тогда встает вопрос, будут ли объединяться либерал-демократы с лейбористами. Вероятность такого альянса существует, но сложно оценить насколько она велика, т.к. в случае объединения в коалицию лейбористам придется отказаться от кандидатуры Гордона Брауна. В этом случае можно ожидать, что у лейбористской партии будет новый лидер.

Интересно, какую политику новое Британское правительство будет выстраивать в отношениях с Россией. В случае победы консерваторов здесь может сыграть фактор новизны, Камерон может перезапустить отношения со многими странами, с котороми есть проблемы. Но есть и второй фактор: традиционно жесткая позиция консерваторов по вопросам внешней политики. Лейбористы всегда рассматривались как «еврофилы», консерваторы — как «евроскептики». Скептическая позиция по отношению к ЕС стала одним из ключевых направлений политики консерваторов в предвыборной гонке.