Россиянам нравится мечтать об эмиграции, не двигаясь с насиженного места

Переехать за границу, по опросам «Левада-центра», хотели бы 13% россиян (ВЦИОМ насчитал 8%). Эти цифры практически неизменны последние 17 лет. Желанным местом назначения называют развитые страны. Но вот парадокс: число эмигрантов с каждым годом сокращается. По данным Росстата, в 1997 г. из России уехало почти 233 000 человек, а в 2009 г. – только 39 508. Из них 26 114 переехали в страны СНГ (лидируют Украина и Казахстан) и только 13 394 решились обосноваться в дальнем зарубежье. Самые популярные направления – Германия (4916), США (1722) и Израиль (1040).

Почему же россиянам так нравится мечтать об эмиграции, при этом не двигаясь с насиженного места?

Одно из объяснений этого парадокса – огрехи статистики, которая учитывает только тех людей, которые пришли в паспортный стол, выписались из квартиры и не поленились заполнить листок статистического учета мигрантов. В эти цифры не попадают, например, те, кто решил жить «на два дома» или уехал за границу учиться и не вернулся. Вторая причина – низкая мобильность россиян. Даже переезд в другой регион страны для нас сложная задача (институт прописки сыграл здесь не последнюю роль). Еще одна причина, по которой россияне остаются дома, – незнание иностранных языков (по данным «Левада-центра», их знает только 5–6% населения страны).

Несмотря на это, властям есть о чем тревожиться. Львиную долю тех, кто намерен уехать из России, составляет молодая элита среднего класса: это респонденты с высшим образованием, в возрасте от 24 до 35 лет, проживающие в 14 крупнейших городах страны, с высоким среднедушевым доходом, владеющие одним или более иностранным языком. Всех их объединяет отсутствие чувства защищенности: две трети «сидящих на чемоданах» полагают, что не смогут защитить себя от произвола властей, и в частности – милиции. Около 65% не уверены, что смогут защитить свои права и интересы в суде. Мотивом эмиграции они называют желание жить в условиях верховенства закона, прав и свобод. А повышение материального комфорта только на втором месте.

Это серьезный повод задуматься для идеологов модернизации.