Первое, что бросается в глаза в бюджетном послании президента, - лоббирование конкретных проектов

И что мы видим? Первое, что неприятно бросается в глаза, – это лоббирование конкретных проектов. К примеру, Медведев подробно пишет о многочисленных льготах, которые, по его мнению, нужно дать проекту создания инновационного центра «Сколково». Мы знаем, как важен этот центр для президента, но все-таки бюджетное послание предназначено для того, чтобы обозначать государственную стратегию, а не для перечисления пожеланий руководителя страны относительно финансирования конкретных строчек бюджета.

Вчера президент Дмитрий Медведев с опозданием на три месяца обнародовал бюджетное послание. Тот факт, что это послание вообще появилось, кремлевские чиновники объясняют необходимостью соблюсти формальность: Бюджетный кодекс велит еще в марте публиковать послание президента относительно бюджетной политики, чтобы задавать начало всему процессу формирования бюджета на следующий год. Но весной до послания руки не дошли.

Хотя логика бюджетного процесса оказалась нарушена (вообще-то президент задает стратегию, а правительство уже ищет способы реализовать поставленные цели), Медведев успел как раз к главному торгу – о расходах. Доходную часть бюджета и другие его основные параметры правительство уже определило, зато в ближайшие два месяца речь пойдет о распределении почти 9 трлн руб. И тут слово президента окажется как нельзя кстати. Ведь в том числе через расходы бюджета реализуется экономическая политика государства.

Перед публикацией послание было разрекламировано как посвященное экономике: инновациям, инвестиционному климату, снижению административной нагрузки. В тексте действительно много раз повторяется слово «инновации». Но намного чаще бросаются в глаза пожелания президента предоставить кому-нибудь налоговые льготы или особые условия деятельности. К примеру, безусловным приоритетом государственной поддержки, по мнению Медведева, должно стать финансирование проектов, одобренных комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики при президенте.

Видимо, один из них касается энергоэффективного оборудования: в послании подробно говорится о необходимости освободить такое оборудование от налога на имущество на три года с начала эксплуатации, предусмотреть для него ускоренную амортизацию и предоставление инвестиционных налоговых кредитов.

Говорится и о том, что для начисления амортизации (для всего оборудования, а не только для энергоэффективного) нужно учитывать не только физический износ оборудования, но и его моральное старение. А если технологии ушли вперед, то правила амортизации должны принимать это в расчет наравне с физическим износом (кто не помнит – амортизационные отчисления уменьшают налог на прибыль).

Вроде бы эти меры очень похожи на стимулирование модернизации отечественной промышленности. Но почему-то в голову лезут неприятные вопросы: кто из крупных компаний у нас готовится к массовому обновлению основных фондов? Какую сумму они могут сэкономить на налогах, если правительство реализует пожелания президента?

Даже если отвлечься от параноидальных мыслей о лоббировании, общая картина бюджетной политики из послания все равно не складывается. Любой начинающий менеджер знает, что приоритетов не может быть много, иначе они перестают быть приоритетами. В послании приоритеты размыты. Заявлена необходимость сократить вдвое бюджетный дефицит, но при этом поднять пенсии и зарплаты военных и судей. Сбалансированный бюджет, о котором пишет Медведев, несовместим с его же планами перевооружения и обновления автомобильных дорог.

Следующий год – предвыборный, и бюджет будет откровенно популистским, не глядя на последствия. А они уже плачевны: из общего объема роста нашего ненефтяного дефицита в этом году 3/4 связаны с постоянными затратами, констатирует МВФ. То есть от этих обязательств государству будет очень трудно отказаться и еще сложнее их соблюдать даже при малейшем падении цены на нефть.