Как заселить Дальний Восток

Президент на Дальнем Востоке демонстрировал стремление развивать отдаленный регион. Сокращение численности населения на четверть за последние 20 лет, по его мнению, – «это страшно много», это мешает освоению богатых ресурсов обширного края. Поэтому Медведев намерен предотвратить обезлюдение Дальнего Востока за счет комплекса мер, включающих продуманную миграционную политику и создание новых высокооплачиваемых рабочих мест для россиян и иностранцев.

Снижение числа жителей Дальневосточного федерального округа с 8 млн в 1991 г. до 6,4 млн в 2010 г. – печальный факт. За постсоветские годы обезлюдели прежде всего неблагоприятные для жизни Магаданская область и Чукотский автономный округ, где население сократилось в 2,4 и 3,2 раза соответственно, а также Камчатка и Сахалин, где число жителей снизилось на 40%. В более климатически благоприятных Приморском и Хабаровском краях убыль населения составила около 15%. Впрочем, в суровой Якутии число жителей снизилось на 18%, причем с 2004 г. оно не меняется.

Возможно ли обратить демографические тенденции вспять? Люди готовы терпеть вечную мерзлоту и короткое лето, если не чувствуют себя оторванными от остальной страны, понимают, что могут обеспечить нормальный уровень жизни семьи, и видят перспективы для собственных детей. Слова и символические жесты вроде недавнего уменьшения числа часовых поясов не заменят продуманную и взвешенную региональную политику, учитывающую экономические особенности и человеческий капитал краев и областей. Принятая в 2007 г. федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.», продленная недавно до 2018 г., выглядит впечатляюще. Планировалось выделить в 2008–2013 г. только из федерального бюджета 591,5 млрд руб., еще 148 млрд руб. планировалось получить от частных инвесторов. Центр в основном выполнял обязательства: 30 млрд из 32 млрд – в 2008 г., 88 млрд из 98 млрд – в 2009 г. Определенная отдача от ФЦП заметна: на 40% снизилась безработица, с 550 млрд до 770 млрд руб. в 2008–2009 гг. выросли инвестиции в основной капитал. По данным Минрегионразвития, валовой региональный продукт вырос в 2007–2009 гг. в 1,5 раза. Пассажиропоток с Дальнего Востока в центр в 2009 г. вырос благодаря субсидированию авиаперевозок на 12%.

Проблема в приоритетах. Основным двигателем программы является подготовка к самому дорогому в истории саммиту АТЭС во Владивостоке в 2012 г. – на нее запланирована примерно половина расходов. К саммиту строятся объекты, востребованность которых после его проведения под вопросом. Местный бизнес жалуется, что в тендерах на строительство побеждают фирмы из Москвы и других регионов. Это снижает и финансовый, и демографический эффект для края.

Выделяя одной рукой деньги на развитие и поддержку региона, другой центр повышал пошлины на ввоз подержанных иномарок и изменял условия СРП на Сахалине, лишая местных жителей источников существования и давая негативный сигнал иностранным инвесторам.

Сейчас необходимо забыть о циклопических стройках советского образца с сомнительной окупаемостью – таких, как возведение второго пути БАМа и мостового перехода на Сахалин. Важно завершить инфраструктурные проекты, которые крепче свяжут Дальний Восток с «большой землей»: открыть сквозное движение по автодороге Чита – Хабаровск и достроить железнодорожную ветку до Якутска. Это позволит не только связать алмазную провинцию прямым поездом со столицей, но и существенно удешевить северный завоз. Не менее важно развивать научные центры и высокотехнологичные производства, выделять средства на разведку и добычу ресурсов, пользующихся устойчивым рыночным спросом, – углеводородов, драгоценных и редких металлов.

Не стоит питать иллюзий о восстановлении численности населения до уровня 1980-х гг. Приток населения возможен на юге региона, в крупных городах. Отдаленные неблагоприятные районы лучше осваивать вахтовым методом.