Польша перешла в разряд «взрослых», предсказуемых членов Евросоюза

Итоги досрочных президентских выборов в Польше, по сути, свидетельствуют о завершении трансформации государства. Самая крупная центральноевропейская страна перешла в разряд «взрослых», солидных, ответственных, предсказуемых членов Евросоюза.

Собственно, результаты выборов, будь они осенью и не случись трагедии в Смоленске, и должны были быть такими. Низкий рейтинг погибшего президента Леха Качиньского мог позволить победить кандидату от правящей партии «Гражданская платформа» (ГП) Брониславу Коморовскому уже в первом туре. Трагедия внесла в выборы сильный эмоциональный компонент, которым и воспользовался опытнейший политик Ярослав Качиньский.

И все же эмоциональные поляки проголосовали не сердцем, но умом. В разгар лета явка превысила 55%, причем в больших городах. Возможно, какую-то роль сыграла мобилизационная политтехнология (вроде «Голосуй, а то проиграешь!»): накануне второго тура опросы предсказывали победу Качиньскому, опиравшемуся на традиционно более дисциплинированный негородской пожилой электорат. Но скорее поляки, вспомнив недавнее прошлое, провальное правление «тандема близнецов», а затем упорное сопротивление Леха Качиньского проевропейскому курсу премьера Дональда Туска и его же стремлению наладить отношения с Россией, трезво оценили успехи ГП и решили дать ей карт-бланш на продолжение реформ в режиме наибольшего благоприятствования.

В Польше образовалась властная вертикаль. Для страны, где сформировался устойчивый политический центр с умеренными правой и левой партиями, с сильной оппозицией, это скорее шанс, чем проблема. Это понимают как сторонники ГП, так и оппозиция. Бывший президент Александр Квасьневский подчеркивает: они получили стопроцентную власть, но и стопроцентную ответственность. Гжегож Наперальский, лидер Союза левых демократических сил, набравший более 13% в первом туре, полагает, что две трети его избирателей проголосовали во втором туре за Коморовского, и предупреждает, что будет пристально следить за выполнением ГП предвыборных обещаний. Партия «Право и справедливость» Качиньского уже заявила о решимости взять реванш на предстоящих в следующем году муниципальных и парламентских выборах.

Что означает победа Коморовского для Польши, для Евросоюза, для России?

Для Польши правление тандема Туск – Коморовский, безусловно, дает больше шансов завершить начатые реформы, в том числе бюджетную, здравоохранения. Победу Коморовского приветствовал польский бизнес. Легитимность власти позволяет ей не пользоваться популистскими методами. Серьезное преимущество ГП – позитивные экономические тенденции, что редкость для ЕС в целом и счастливое исключение в регионе Центральной Европы и Балтии. Удержать позитивные тренды в ситуации выхода из кризиса возможно, тем более что Польша, не входящая в зону евро, в меньшей мере ощутила последствия его падения. Однако оппозиция будет использовать все возможности для критики тандема как по вопросам социально-экономическим, так и внешней политики.

Итоги выборов приветствуются в европейских столицах. Они означают усиление позиций прагматиков, реалистов и «европейцев». Таков премьер Туск, которого называют «мастером компромисса», наладивший отношения со всеми европейскими лидерами, пролоббировавший избрание Ежи Бузека на пост председателя Европарламента. Тандем ГП будет продолжать курс на углубление европейской интеграции, особенно учитывая снижение приоритетности региона Центральной и Восточной Европы для США. Для Туска и Коморовского важно не только экономическое усиление ЕС, но и укрепление его позиций как политического актора. И они, безусловно, будут использовать все возможности для усиления роли Польши как ответственного, лояльного члена Евросоюза.

В целом такая политика соответствует и интересам России, стремящейся создать пул партнеров в новом многополярном мире. Нет серьезных причин ожидать резких изменений в отношениях России с Польшей. Начавшееся потепление имеет шансы превратиться в перезагрузку. Тем более что перезагрузка в отношениях с США и Украиной снижает остроту одной из самых чувствительных тем в отношениях Москвы и Варшавы – «проблемы соседей». Программа ЕС «Восточное партнерство» уже утратила начальную динамику – как в силу кризиса, так и из-за нежелания Евросоюза ссориться с Россией по этой причине.

Насколько устойчивым и длительным будет правление тандема, зависит от ситуации внутри Польши. Однако отпущенное ему время нужно использовать по максимуму, чтобы превратить наметившиеся международные тренды в необратимые позитивные политические и экономические реалии.