Народ наш пожары перетерпит

«И печенеги Россию терзали, и половцы, и псы-рыцари, и Великую Отечественную мы прошли <...> И сейчас, конечно, тоже испытание <...> И конечно, мы его преодолеем». Владимир Путин, премьер-министр

Конечно, мы преодолеем пожары. Тут ключевой момент – как именно.

От степных кочевников славяне много потерпели. Несколько веков русские князья то воевали с ними, то заключали союзы в междоусобных войнах друг против друга, пока народ не сделал свой выбор, переселившись на север, в леса, где кочевникам сложнее было его достать. Они все равно доставали – еще в XV в. сжигали Москву, а засечная черта, усложнявшая татарской молодежи походы за московскими рабами и невестами, сохраняла свое значение до середины XVII в. Но в лесах выросли сперва города, потом Московия, а потом Российская империя, которая кочевникам уже была не по зубам. Можно сказать, мы их пересидели.

Псы-рыцари, как известно, пошли на дно Чудского озера под музыку Прокофьева. Когда-то один антироссийски настроенный грузин объяснял мне, что только лицемер может называть Ледовое побоище победой. Они пришли и утонули, разве из этого следует, что Александр Невский – герой? Не уверен, что мой собеседник был прав во всем, но весна в той битве точно была на стороне русских. (Кстати, против остальных западных псов Невскому здорово помогал его побратим Сартак – сын хана Батыя.)

Про Отечественную войну, хотя и другого года, хорошо сказал Пушкин: «Гроза двенадцатого года настала. Кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог? <...> Но всех причин на первом месте, не сюзерен и не вассал, народ наш честный прочно встал».

Вернемся к пожарам. Я живу в Балашихе в старом поселке, в двухстах метрах от постоянно тлеющих торфяников и периодически горящего леса. В лес въехать нельзя – дороги давно завалены упавшими деревьями. Поэтому к пруду, выкопанному после пожаров 1972 г., пожарная машина подъехать не может. А если и сможет – все-таки мой сосед иногда берет бензопилу и выпиливает дорогу, чтобы гулять с собаками не спотыкаясь, – у нее наверняка не окажется шланга. За последние несколько лет в поселке было несколько пожаров, и я знаю: у пожарных в лучшем случае один целый рукав на машину. И переходников, чтобы подключиться к гидранту, с собой нет. Да и гидрантов в поселке как-то совсем мало. Короче, если пожар, они в лучшем случае могут спасти соседние дома. И если ветер от леса в нашу сторону подует, никакие пожарные не помогут. Да и заняты они: лес с вертолета тушат – машинам-то не проехать; я так думаю, это все равно что чайной чашкой костер тушить.

Но Путин на верном пути: «народ наш честный», несомненно, перетерпит и пожары. В крайнем случае переедет. Или просто пойдет дождь.