Медведев считает, что модернизатором должен быть народ

Комментируют Евгений Гонтмахер и Константин Сонин.

Президент Дмитрий Медведев говорил сегодня о том, что недоволен тем, «как быстро проходит модернизация». Для значительной части чиновников и бизнесменов это пока проходная тема, «лозунг дня, не более того», «лучше не высовываться — мало ли что будет через несколько лет», думают они. Медведев хотел бы, чтобы модернизатором был народ, а не только правящий класс, «не только президент, который ходит с айпадом».

Комментирует член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер:

Для начала нужно понять то, что означает слово "модернизация". Если это то, что называется «ходить с айпадом», то, конечно, можно и снизу. Пошел — купил айпад. Вот вам и модернизация снизу...

Ну а если серьезно, он же сам говорил, что модернизация должна быть не только технологической, экономической, но и политической. Он говорил и о том, что новая система нам не нужна, что мы будем двигаться поступательно, тем не менее, двигаться нужно. Но сегодняшняя политическая система не позволяет людям модернизироваться. Взять хотя бы ситуации с теми же НКО, с регистрацией партий или с несанкционированными митингами. Для того, чтобы модернизация продолжалась снизу, в нашей конкретной ситуации она должна начаться сверху.

Если говорить о политической системе, у нас сейчас мягкий тоталитаризм с явными персоналистскими элементами. Медведев говорил о несовершенствах и «родовых пятнах», которые наша система унаследовала от советского режима. Но это еще не означает, что мы должны жить с этим историческим наследием еще 200 лет. В этом есть, конечно, некое отягощение, но это не фатально. Никаких особенностей и препятствий я здесь не вижу. Россия сейчас готова к формированию нормальной демократической модели. Причем в достаточно короткий срок.

Комментирует профессор Российской экономической школы Константин Сонин:

Президент Медведев, безусловно, прав, говоря о том, что "модернизатором" может быть только народ. Если граждане не хотят модернизации, они не будут сменять того президента или премьера, который не работает в их интересах в полную силу или не справляется с работой. Иными словами, без спроса на модернизацию со стороны граждан у политика, находящегося в данный момент у власти, нет стимулов действовать в интересах граждан (как он, по идее, должен), а есть стимулы работать спустя рукава и даже просто воровать.

Исторически все перемены и все модернизации происходят тогда, когда граждане и элиты начинают чувствовать, что жить как прежде больше нельзя. Только тогда они начинают менять руководство страны: на выборах, если дело происходит в демократической стране, с помощью массовых демонстраций или верхушечных переворотов, если в полуавтократической, и с помощью кровавых революций и военных путчей, если при диктатуре.