Малый бизнес работает не там, где в нем больше всего нуждаются

Отечественный малый бизнес нередко работает не там, где в нем больше всего нуждается потребитель. Предпринимателю проще открыть новый салон красоты или автобусный маршрут, чем булочную или кафе. Таковы особенности российского регулирования. Сотрудники Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики исследовали и цену госуслуг, и длительность их оказания при открытии малых и средних компаний в восьми отраслях экономики. Опрошено около 350 предпринимателей из 40 регионов России.

Оказалось, что дешевле всего (1000 руб.) получить разрешение на внутригородские перевозки пассажиров. Цена входа на этот рынок (без учета неформальных платежей) невысока даже с дополнительными лицензиями – около 40 000 руб. Подъемные суммы (до 100 000 руб.) необходимы также при открытии салона красоты или станций техобслуживания. Владельцы таких фирм дождутся согласования всех документов примерно через полгода, даже если будут обращаться во все госорганы по отдельности. Для сравнения: суммарный срок ожидания для собственника кафе или маленького магазина может превысить три года, а стоимость госуслуг может колебаться от 80 000 до 1,6 млн руб. в общепите и от 70 000 до 450 000 руб. в розничной торговле. Наибольшую нагрузку на новый бизнес создают не собственно регулирующие и надзорные органы, а госорганизации, на которые приходится 70% стоимости и 40% времени, необходимых для начала нового дела. Предпринимателям под разными предлогами навязывают услуги и дорогостоящие экспертизы. Добавим, что, по данным исследования Doing Business, Россия занимает 130-е место в мире (из 140) по длительности подключения к электросетям и его стоимости.

Может быть, госорганы опасаются за потребителей и внимательнее следят за теми сферами, где некачественные услуги могут нанести наибольший ущерб? Но, как показывают многочисленные ДТП с участием маршруток, цена входа на рынок и жесткость надзора не обязательно зависят от опасности бизнеса для граждан. Возможно, ситуация несколько изменится, когда малый бизнес получит полный доступ к ведомственным правовым базам, что ослабит возможность госорганов навязывать ненужные услуги. Кроме того, регулирующие органы должны четко ранжировать бизнес по степени его опасности и не требовать от автомойки такого же проекта санитарно-защитной зоны, как от нефтеперерабатывающего завода.