Публикация российского компромата ресурсом WikiLeaks мало что изменит

Публикация сайтом WikiLeaks новой порции секретных документов Пентагона – на этот раз об иракской кампании – вызвала серьезную реакцию в мире. В бывшего австралийского премьера, например, уже кинули два ботинка. В правительстве Ирака назревает кризис. В США тема станет одной из главных на выборах в конгресс. Политики и правозащитники заявляют о необходимости расследования действий коалиционных сил и иракских военных.

Официальных опровержений не последовало, скорее были официальные оправдания или даже официальные обвинения журналистов в том, что они подвергают солдат опасности. WikiLeaks не просто публиковал материалы – он сделал это вместе с ведущими мировыми изданиями, которым было дано время на экспертизу документов.

Предыдущая публикация секретных отчетов об афганской кампании такого ажиотажа не вызвала, теперь же представители WikiLeaks довольны и даже заявили «Коммерсанту», что Россия – одна из их следующих целей.

Это можно только приветствовать. Тем более что Россия сейчас войн не ведет и ее солдатам обнародование секретных данных прямо не навредит. Но есть сомнения, что здесь публикация какого-либо компромата вызовет серьезный эффект.

Действия официальных лиц, в том числе военных и чиновников, в России гораздо реже и менее подробно документируются. Не хватает соответствующих правовых традиций и культуры.

В России нет репутаций в западном понимании. Должностные лица у нас несут ответственность перед вышестоящим начальством, а не перед обществом. Поэтому и защищать репутацию в случае публикации компромата придется только перед начальством – если оно того потребует. Публикации в западных изданиях о немецком бизнесе Владимира Путина ничем не закончились. Свидетельства о преступном бездействии властей во время захвата заложников в «Норд-осте» и Беслане доступны и зафиксированы в материалах расследований – и ничего.

Российские власти умело используют тактику умолчания. Отсутствие реакции на обвинения приводит к тому, что они становятся не интересны прессе. Жанр расследований в российских СМИ почти умер.

Спроса на разоблачения нет и у читателей. Россияне знают про свое государство гораздо больше, чем могут представить в WikiLeaks, и удивить их практически невозможно.