Мнения
Бесплатный
Александр Губский
Статья опубликована в № 2741 от 25.11.2010 под заголовком: Компания недели: General Motors Co.

Как банкротство возродило General Motors

Некогда крупнейший автопроизводитель мира – General Motors (GM) возвращается к «нормальной жизни». Компания, которая после банкротства заслужила кличку Government Motors (у правительства США оказалось 61% акций GM, которую оно накачало деньгами и позволило сохраниться в виде единой структуры), на прошлой неделе провела IPO. Оно стало крупнейшим в истории американского фондового рынка, а доля правительства сократилась до 33%.

Главной проблемой старой GM помимо собственно автомобилей (американцы, привыкшие выбирать по соотношению «цена/качество», переключились на японские и корейские машины) были непомерные расходы на персонал. Профсоюз UAW сумел в тучные годы выбить для своих рабочих очень хорошие условия оплаты труда и компенсаций и не соглашался умерить аппетиты, даже когда дела у GM пошли много хуже. Банкротство GM решило эту проблему, сделало компанию меньше и эффективнее: GM продала Saab, закрыла бренды Hummer, Pontiac, Saturn; было отправлено в отставку все высшее руководство компании.

Зато GM сохранила ключевой для себя актив в Европе. Когда речь шла о жизни или смерти, GM была готова продать и Opel, но это был бы крайний шаг: все равно что для человека, остро нуждающегося в деньгах, продать почку. В долгосрочной перспективе GM оказалась бы неконкурентна без Opel, которая в глобальной структуре концерна отвечает за разработку автомобилей ключевого малого класса автомобилей. Зато теперь GM имеет очень хорошую стартовую позицию: списала большую часть долгов, сократила расходы на персонал, при этом бренды компании сохранили лидирующие позиции на всех ключевых растущих рынках планеты – в Китае, Южной Америке, России. Светлое будущее? Это еще предстоит доказать новому руководству компании. В США GM вышла на операционную прибыль, но в Европе продолжает терять деньги.

Пока же аналитики продолжают спорить, вовремя вышла GM на биржу или рано. Мотивацию крупнейшего акционера – государства – можно понять: популярность Барака Обамы в последнее время падает, и он был рад поскорее продать часть госпакета GM, чтобы показать налогоплательщикам, что хотя бы часть из $50 млрд, потраченных с 2008 г. на спасение гиганта автопрома, вернулась в бюджет (от продажи было выручено $20,1 млрд).

А первый день торгов акциями GM после IPO начинался под рев двигателя культового спорткара Chevrolet Camaro (несмотря на модную экологическую тему и то, что электромобиль Chevrolet Volt был признан в США «Зеленым автомобилем 2011 г.»). Жив, курилка!

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать