Отзвуки погрома

События на Манежной раньше кремлевских курантов возвестили наступление нового года и новой эпохи в жизни страны. Множество событий и акций произошли в этом веке в первый, но теперь уже ясно, что не в последний раз. Всё то, что было физическими событиями для нескольких тысяч в столицах и вокруг, стало знаками этой новой эпохи для десятков миллионов по всей стране. Опрос «Левада-центра» показал, что особо остро реагировали две категории опрошенных. Одна из них, и это не удивительно, – жители Москвы. Их переживания показательны своей противоречивостью. Так, если среди населения страны в целом основная реакция на эти события – осуждение, то у москвичей – страх. Но если в целом по стране выступлениям под лозунгом «Россия для русских» выражают поддержку 23%, то в Москве – почти 40%. И столько же москвичей одобряют – дождались! – «действия милиции по пресечению этих выступлений». Обычно происходящее в Москве распространяется далее по всей стране, не так ли?

Вторая категория, принявшая близко к сердцу эти события, – молодые люди, ведь бунтовали их братья. Некоторые теоретики стали выводить буйство тысяч бритых пацанов в Москве из демонстраций сотни бородатых оппозиционеров. Однако российскую молодежь в последнюю очередь стоит зачислять в протестный контингент: 82% молодых одобряют деятельность президента и 85% – премьера, что выше соответствующих 75 и 79% по населению в целом.

Именно среди этой лояльной молодежи 31% относится к обсуждаемым выступлениям с одобрением и сочувствием, что больше, чем в поколении их родителей и дедов, а с осуждением – 47%, что, наоборот, меньше, чем в старшем поколении.

Молодежь и москвичи сходны меж собой и отличаются от остального населения в том, что, говоря о последствиях названных событий, выбирают самые пессимистические ответы. Россияне в целом чаще всего выбирали вариант «виновники беспорядков будут наказаны» (этого, вспомним, требовал президент). Молодежь и москвичи – те, кто больше других вошли в новую общественную ситуацию, – в первую очередь толковали о том, что «конфликты и столкновения между коренным населением и приезжими будут усиливаться».

Еще один из частых прогнозов таков: «Власть более активно возьмется за борьбу с нелегальной иммиграцией и защиту прав русского населения». Его выбирают около 25% в целом, но вдвое чаще – представители власти, которые участвовали в нашем опросе. Они понимают, что эта «защита прав» будет означать на деле, и, видимо, ждут соответствующей команды. Кто ее даст? Выступая по горячим следам московских событий, такой сведущий человек, как патриарх Кирилл, прямо связал их с предвыборной борьбой. И тотчас мы узнали, что те же теоретики пробуют взять эту силу под свой контроль. Может получиться. Беда только в том, что движение за «Россию для русских» обернется большим вредом и для нее, и для них.