Третье дело вокруг ЮКОСа?

Информационный шум или реальное намерение?

Представители Генпрокуратуры в интервью «Комсомольской правде» сказали, что не отрицают возможности возбуждения третьего уголовного дела, связанного с ЮКОСом. Это возможно, если в ходе поиска соучастников Ходорковского и Лебедева вскроются новые факты преступлений.

Дмитрий Бадовский, заместитель директора Института социальных систем:

Продолжение дискуссии о ЮКОСе выглядит скорее как информационный фон для второго уголовного дела, а не как намерение возбудить третье. Хотя адвокаты и не исключают возможности третьего дела.

Сейчас на приговор, вынесенный по второму делу, подана апеляционная жалоба, в это же время Дмитрий Медведев едет в Давос. Так что в данный момент важнее рассмотрение приговора по второму делу в апеляционной инстанции — будут ли снижены сроки, например?

Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития:

За восемь лет, которые тянется уголовное дело вокруг ЮКОСа, все экономические преступления уже были выявлены, все воздействия процесса на экономику страны произведены. Сообщение о возможности третьего дела относится к политической сфере, а не к бизнесу.

Второе дело ЮКОСа как внутри страны, так и на международной арене было оценено как «садись, два». Поэтому каким-то образом нужно оправдать свои действия, и третье уголовное дело может помочь в этом.

Константин Симонов, президент Центра политической конъюнктуры России:

Третье уголовное дело было бы актуально, если бы по второму был оправдательный приговор. Понятно, что Ходорковский пока что не должен выходить из тюрьмы. Но сейчас для власти не продуктивно возбуждать третье дело. Не думаю, что высшие судебные инстанции после апелляции отменят приговор по второму делу, максимум смягчат.

На приговор по второму делу реакция достаточно нервная, особенно среди западных элит — третье дело было бы еще одним поводом для того, чтобы в контексте сделки ВР и «Роснефти» сказать, какая Россия страшная.

Основания для возбуждения третьего дела найдутся, если будет нужно. Официально в убийстве Владимира Петухова, бывшего мэра Нефтеюганска, Михаила Ходорковского никто не обвинял, но Владимир Путин в своей знаменитой «Прямой линии» намекал на то, что Ходорковский в этом повинен.